Эксперты сравнили нынешний кризис с тремя предыдущими, которые Россия пережила в 1998, 2008-2009 и 2014-2015 годах.
Кризис 2020 года будет самым мягчим в сравнении с предшествующими, полагают в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА). Материал изучил РБК.
Базовый прогноз АКРА близок к версии Минэкономразвития РФ. Эксперты ожидают падения экономики на 4,3% и роста в следующие три года на 3,8%, 3,3% и 2,8%. В ведомстве считают, что падение ВВП в этом году составит 3,9%, затем он пойдет в рост на 3,3% (2021), 3,4% (2023), 3% (2023).
В АКРА не исключили, что экономика РФ вернется к докризисному состоянию к 2022-2023 годам. Аналитики исходили из того, что в базовом сценарии антиковидные ограничения продлятся не мене одного-двух месяцев в 2021 году.
В случае развития пессимистичного сценария, при котором ограничения продлят на три-четрые месяца, экономика вырастет только на 0,5%. При этом падение в нынешнем году будет более заметным — 5,3%. Этот вариант не исключает введения новых антироссийских рестрикций.
Все версии прогноза предполагают укрепление национальной валюты относительно ноября текущего года (75,6–75,8 рублей за доллар) — на 4–15%. К этому приведет постепенное восстановление спроса и снижения рисков вложений в активы развивающихся стран, поясняют эксперты.
По их словам, в этот раз отечественные макрорынки подвержены меньшему давлению, чем в прошлые кризисы. Внутренний валютный рынок более стабилен. Инфляция не завышена благодаря незначительному изменению цен. У граждан и бизнеса нет причин для вывода денег из банков, поэтому уровень финансового стресса ниже, а рынок заемных средств не задавлен.
Аналитики отметили быстрое развитие первой фазы восстановления экономики на фоне смягчения ограничений. При этом после первой волны обвалились розничный товарооборот и деловая активность. Однако безработица оказалась на довольно низком уровне.
В агентстве полагают, что через четыре года рост ВВП России может превысить 2%. Среди факторов, которые могут этому способствовать, они назвали рост трудовых ресурсов. Он ожидается на фоне высокой рождаемости 1980-х годов и пенсионной реформы. На рост также может повлиять политика российских властей, нацеленная на повышение рождаемости и увеличения продолжительности активной жизни, инвестирование и развитие госуслуг в «цифре».
Депутат Госдумы Борис Менделевич считает невозможным дальнейшее ужесточение ограничений из-за роста заболеваемости ковидом, поскольку население может пострадать в экономическом плане. По его словам, китайский опыт с жестким карантином показал эффективность, но он не подходит многим странам по экономическим параметрам. Его стоило использовать в начале пандемии. Сегодня ни в России, ни в Европе, ни в США нельзя ввести карантин без экономических последствий, добавил собеседник ФАН.