В Минкультуры РФ отреагировали на обращение к президенту с просьбой запретить выход фильма Алексея Учителя «Цой».
Претензии наследников музыканта Виктора Цоя к фильму нужно решать в суде, заявила глава ведомства Ольга Любимова.
По ее словам, в Минкульте выдали прокатное удостоверение на законном основании: никаких нарушений при подаче документов не было.
Ранее сын лидера «Кино» Александр Цой опубликовал в соцсетях письмо на имя главы РФ, в котором высказал позицию по фильму. По его словам, наследники сочли ленту порочащей имя музыканта и его близких, они высказывались против рабочих материалов.
Режиссер Алексей Учитель удивился обращению. Он обратил внимание на то, что в картине представлена вымышленная история, а главным героем является не Виктор Цой, а другой человек. Премьеру фильма несколько раз переносили. Новая дата релиза пока не названа.
По мнению телеведущего Михаила Козырева, это вопрос морали и этики, а не суда. Он полагает, что картину назвали «Цой», чтобы зрители пошли на нее.
По словам Козырева, у Учителя было моральное право так сделать, потому что ранее он снял Цоя в документалке «Рок», а также сделал фильм про его похороны «Последний герой». Но ему не стоило так называть фильм, потому что это «беззастенчивая эксплуатация звездного имени».
В этом вопросе нужно было договариваться с родными, прислушиваться к ним и поступить по-человечески. Позиция родственников была ясна из того, что они не дали разрешение на использование песен Цоя, отметил Козырев в колонке на «Дожде».
Он также осудил Цоя-младшего за обращение к президенту. Этот шаг телеведущий назвал «непотребством, мерзостью и главное — абсолютным предательством самого имени Виктора Цоя».
«Приползти к царю-батюшке с просьбой запретить любой фильм, накропать донос, призывая "срочно проверить", публично попросить государя вершить цензуру, — это отвратительно, кто бы ни прибегнул к этому — озабоченные трудящиеся, запуганный советский Союз писателей или ошалевшая прокурор Наталья Поклонская», — отметил Козырев.
Он напомнил, что в СССР людей лишали фильмов и книг по решению партии. Недавно россиян лишили «Смерти Сталина» и «Кролика Джоджо». Но сегодня все запрещенное можно найти в сети, поэтому просить о запрете бессмысленно. Однако Госдума может быстро отреагировать и принять некий запрещающий закон. Его назовут «Закон Цоя-младшего», добавил Козырев.
По его словам, Виктор Цой проиграл битву, потому что в его сына «прокрался тот самый совок, пророс и дал плоды».
По словам кинокритика Александра Шпагина, фильмы-биографии развиваются по законам художественного произведения, а не по законам жизни, то есть в них всегда присутствует вымысел. Байопики основаны на реальных событиях только частично.
Он отметил, что в последнее время стало сложно снимать фильмы о недавно умерших людях. Появляются родственники, начинаются «наезды». В итоге у кинематографистов, публицистов и критиков возникают проблемы, подчеркнул собеседник iReactor.
По мнению Шпагина, недовольные родственники хотят заработать денег и славы. Со всеми договориться невозможно, всегда найдутся желающие «сорвать на этом бабло, куш или хотя бы хайп». Если произведение вызвало гнев, его можно выразить в прессе, но не перекрывать дорогу художественному произведению, подчеркнул критик.