Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:17
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Речь Петрика признана пособием для специалистов по коммуникациям

Опубликовано
Текст:

Infox.ru попросил психолингвистов оценить выступление перед журналистами известного инноватора Виктора Петрика. Профессионалы утверждают, что Петрик очень умело проектирует реальность, уходит от коммуникации, а его монолог тянет на пособие для студентов.

Какие цели преследовал Петрик, какие приемы применял и чего добился, Infox.ru объяснила доцент института лингвистики РГГУ Татьяна Базжина.

«Внимание, слушайте!»

«Помимо того, что человек, как бы отвечая на вопрос, рассказывает свои истории, есть показательные элементы ярко выраженного привлечения внимания слушателей. Есть такие точки напряжения внимания: Внимание, слушайте! А теперь слушайте».

«Каждый раз он привлекает внимание аудитории к тем фрагментам информации, которые ему представляются важными и нужными. В одном из фрагментов шла речь о том, что партия запросила университет. То есть в картине мира этого человека, судя по всему, партия, партия власти, которая инициировала проект «Чистая вода», является таким серьезным властителем. Для него это не элемент партийной жизни, а элемент мироустройства».

«Еще одна коммуникативная особенность господина Петрика: он все время говорит «дарю документ». И в этом отношении такое отношение к документам -- отдельный сюжет в коммуникации этого персонажа, потому что он все время показывает некоторые документы, обещает что-то показать, что-то выложить, что-то опубликовать, что-то прояснить. Все это смогут прочитать, но это все время в будущем времени. То есть абсолютно понятно, что сейчас документы не выложены. Когда на пресс-конференции перебирались документы в двух прекрасных папках, документы не были там подобраны, их приходилось все время искать. И они как-то не находились. Более того, в течение долгого времени на экране фигурирует один и тот же документ. Его показывают, его откладывают в сторону, но понять, что это за документ, невозможно».

«На одном из подходов журналист формулирует свою претензию: но вы ведь только говорите, но не показываете документ!» На это господин Петрик отвечает: «Приезжайте». Петрик действительно довольно гостеприимен, он все время приглашает к себе и обещает все показать».

Проектирование реальности

«Еще один характерный момент -- так называемое проектирование реальности. На вопрос о том, будут ли приглашаться академики в качестве свидетелей по искам, господин Петрик говорит, что сейчас произойдет другое: он не сможет заставить академиков приехать, но он едет в Америку. В Америке он будет работать с серьезными учеными: там будет три ведущих университета, соберутся ведущие ученые, они будут работать неделю, и когда будут получено заключение, всем нашим академикам против тамошних не устоять. А самое главное -- человек говорит: «Меня снова будут принимать первые лица». Из этого можно сделать вывод, что раз «снова», то сейчас не принимают».

Уход от коммуникации

«Уход от коммуникации проявляется в том, что человек старается поменять тему, старается не услышать вопрос. Он, может быть, даже и слышит вопрос, но отвечает на принципиально другой. То есть он доминирует в этой коммуникации, он руководит ею, направляет, канализирует ее в то русло, которое ему удобно и соответствует его целям».

Привлечение авторитетов

«Он всегда говорит, что это не он утверждает, что он гений, про то, что он – гений, говорит ученый X из страны Y. Это называется привлечение экспертного мнения, авторитетных источников информации. Скорее всего, он действительно представляется сам себе большим ученым и таким хочет выглядеть в глазах участников конференции».

Учебный фильм «Петрик»

«Это действительно оказалась не пресс-конференция, а конференция. Это абсолютно монологическая речь: он говорит о том, о чем готов говорить, и так, как хочет говорить. Это такой учебный фильм, как выстраивается коммуникация, как выстраивается не диалогическая, а монологическая коммуникация, когда действует только один персонаж. При этом человек имеет вполне определенную цель – чтобы журналисты встали на его точку зрения, приняли, что это правильно, а другое – не совсем. Этот фильм полезно показывать студентам, которые слушают курс «психология коммуникации», потому что это замечательный иллюстративный материал».

Петрик-победитель

«Еще один важный момент: перед нами человек-победитель. Он прогнозирует только победу. Он говорит, что будет объявлен конкурс, и он знает, кто победит. Будут поданы иски, и он знает, кто победит. Говорят, что люди успешные -- это те, кто всегда нацелен на победу. Так что примерам такой успешности можно учиться в этом учебном фильме».

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама