Власти Челябинской области при губернаторе Алексее Текслере плодят схожие спортивно-распределительные сущности. Обрушится ли на них карающая бритва Оккама?
Любите ли вы Челябинск? Любите ли вы его по-настоящему – этот мрачный, за пределами своего маленького центра довольно грязный, квадратно-гнездовой промышленный город? Самый суровый в России – кажется, единственный, где до сих пор можно встретить олдскульного скинхеда, где правят бал дорогие уральские традиции и дешёвая казахстанская водка. Где в построенных пленными немцами двухэтажках живут немногословные мужчины. Где быть губернатором или мэром – значит заранее готовиться к отсидке, чтобы потом ни о чём не заботиться до конца жизни. Например, на Кипре, где не так давно купил себе квартиру нынешний глава региона, ставленник олигарха Потанина Алексей Текслер.
Впрочем, его можно понять. Быть губернатором Челябинской области – страшное дело. Ладно комсомольский и партийный вожак Вадим Соловьёв, руливший регионом с 1986 года, – он просто сменил партию и название должности. Но уже второй губернатор, Пётр Сумин, вошёл в историю: через год после своей смерти Пётр Иванович встретился с кандидатом в президенты России Владимиром Путиным и обсудил с ним текущие проблемы.
И это были только цветочки.
Михаил Юревич («Макфа»), строитель дорог и детских садов, с 2017 года заочно арестован, живёт в Израиле и Великобритании на заблаговременно выведенные средства.
Борис Дубровский (Магнитогорский металлургический завод) в 2019 году обвинён в превышении полномочий, живёт в Швейцарии на заблаговременно выведенные средства.
В общем, хорошие губернаторы в Челябинске, и развлечения у них интересные.
Сообразят на троих
Журналисты обратили внимание на распоряжение Алексея Текслера о создании автономной некоммерческой организации «Дирекция спортивно-массовых мероприятий в Челябинской области» – её ещё нет в списках юридических лиц, но, думается, скоро появится. Учредителем структуры выступит Министерство спорта Челябинской области, из регионального бюджета на создание АНО выделят 168,5 миллиона рублей.
И всё бы ничего – кто-то же должен организовывать спортивно-массовые мероприятия, у нас к 2030 году 70% граждан обязаны заниматься спортом, а на Красной площади собираются вновь проводить парады физкультурников.
Но вот нюанс – в области уже есть ОГБУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Челябинской области». Создана она распоряжением Бориса Дубровского.
А ведь есть ещё и некоммерческая организация «Фонд поддержки спорта Челябинской области», учреждённая тоже при Текслере, ковидной осенью 2020 года. Он, правда, ориентирован на финансирование профессиональных спортсменов, но граница между ними и любителями очень зыбкая
Как эти три организации намерены делить одну поляну – загадка. Но к ней, возможно, есть ключик. Как и полагается, золотой.
Чемпионат по финансам
Старой дирекцией (назовём её «Дирекцией-2015» в отличие от нынешней «Дирекции-2023) назначили руководить Александра Беленкова, который продержался на посту до сентября 2022 года, попутно сумев стать депутатом городского парламента. В конце сентября 2022 года Александр Сергеевич, после трёхмесячного рассмотрения его заявления «по собственному», передал бразды правления Артёму Пугачу, а тот через пару недель уступил место Елене Еремеевой из отдела физкультуры и массового спорта регионального Минспорта.
Беленков не просто так покинул насиженное место. Агентство «УРА» писало, что «новый министр по физической культуре и спорту Александр Гриб может инициировать финансовую проверку ведомства Беленкова. Ходят слухи, что директор по спортивно-массовым мероприятиям и ГТО якобы трудоустроил к себе "мёртвые души". Речь идет о людях, с которыми он еще работал по линии "Молодой гвардии"».
Что ж, в мае 2023 года Контрольно-счётная палата Челябинской области пришла в дирекцию с проверкой отчётности за 2021-2022 годы. Результаты этой проверки, увы, не озвучены – зато в недрах чиновничьего мышления вызрела новая дирекция. Обычно это означает, что нормализовать положение в прежней уже невозможно.
Очевидный движитель свежей идеи – Александр Гриб. Министр спорта, к этому самому спорту никакого отношения доселе не имевший. У нас, конечно, и хоккейную сборную лондонский магистр по предпринимательскому менеджменту тренирует, но всё же с Грибом ситуация странная. Александр Андреевич – не только юрист, не только бывший следователь, но и заместитель министра финансов региона при обоих предыдущих запятнавших себя режимах. То есть человек, который знает всё об экономических особенностях их функционирования.
И он в числе прочего точно знает, что создание АНО открывает перед министерством новые возможности, главная из которых – заключение контрактов без проведения конкурсов. Более того, уважаемый специалист наверняка уже представляет, кто будет получать бюджетные деньги через спешно создаваемую структуру.
Пример для подражания
В Челябинской области уже длительное время работает АО «Специализированный зстройщик "Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки"» ("ЮУ КЖСИ"), учреждённое Министерством имущества Челябинской области. Это АО с удовольствием раздаёт подряды без конкурса, что далеко не всегда кончается хорошо. Чего стоят только контракты с компанией «Инженерные сети» на 140 миллионов бюджетных рублей, в том числе на работы при строительстве одной из школ. ООО с пятью сотрудниками, с не имеющим другого бизнес-опыта руководителем никогда бы не выиграло честный тендер. Сейчас «Сети» перешли в состояние банкротства, а деньги исчезли.
Распределял их назначенный Текслером «свой человек» – директор корпорации Владимир Атаманченко. Сейчас он арестован.
В спорте сейчас бюджетных денег ещё больше, чем в строительстве. Только в 2023 году Алексей Текслер планировал потратить на госпрограмму «Развитие физкультуры и спорта в Челябинской области» 7,5 млрд руб, в том числе 2,2 млрд через упомянутый выше Фонд. В следующем году расходы могут быть ещё выше. Можно ли подпустить к этим миллиардам случайных людей, не связанных с чиновниками? Ответ очевиден.
Что ж, будет интересно посмотреть на первые контракты, заключённые новой Дирекцией спортивно-массовых мероприятий.