Рынок общественного транспорта во втором по числу жителей регионе страны поделен между людьми, плюющими на российские законы.
Старые знакомые
Очередной транспортный скандал в городе Видное. Водитель автобуса 471е (госномер Х411сх, регион 750) отказывался принимать карты «Тройка» и банковские, требуя наличных или перевода на номер телефона. Не в первый раз, люди уже язвили: «Судя по количеству пробитых «Стрелок», в автобусе пассажиров нет вообще, а вы просите увеличить». Но на сей раз водитель оказался особенно пассионарным: он напал на человека, который попытался заснять на телефон процесс перевода средств. Аргументация звучала настолько убедительно, что мы её чуть-чуть подредактировали:
«Телефон убери, я скажу тебе. Ты <презерватив>, ты не человек, ты свинья».
Такие вот перевозки от метро «Домодедовская» до Ермолино.
Разумеется, водитель не стал бы так себя вести, если бы не был уверен в своей безнаказанности, в том, что работодатель поддержит его позицию. В связи с этим нас заинтересовало – а кто, собственно, этот работодатель, и почему он так себя ведёт?
Мы посмотрели и… не были удивлены. До последнего времени маршрут обслуживался ООО «Домтрансавто». Об этой прекрасной компании с недоброй славой INFOX уже писал в 2019 и 2020 годах:
Почему в Подмосковье так редко ходят автобусы: след ведет в прокуратуру
Что общего у водителя маршрутки с сыном генпрокурора? Обоими управляет диаспора
Как видим, ситуация с тех пор не изменилась. «Домтрансавто» принадлежит Гамлету Авагумяну. За последние 7 лет у неё было ещё пять учредителей – Нерик Мурадян, Руслан Джумашов, Эмин Гильхаев, Роберт Давидян и Рафаэль Варданян. Последний сейчас занимает пост генерального директора. Такая текучка «владельцев» позволяет с уверенностью сказать, что фактически перевозчик контролируется армянской диаспорой в России.
Её основные соперники на тендерах за прибыльные маршруты – государственное «Мострансавто» и частный «Ранд-Транс», о котором подробнее – по приведённым выше ссылкам.
Верхушка айсберга
Вспомним другие случаи 2023 года.
Женщина сделала замечание водителю автобуса №392 Москва-Королёв, который принимал только наличные и оплату переводом на свой номер телефона. Водитель напал на женщину и закрыл её в пустом автобусе. Оператор маршрута – «Домтрансавто».
Схожая история – маршрут 1209 Москва–Ногинск, по которому возит аффилированное с «Домтрансавто» ООО «Ранд-Транс». Хозяин – Армен Алавердян, гендиректор – Валерий Акопджанян, среди прошлых владельцев – упомянутый выше Гамлет Авагумян.
Маршрутное такси № 553 (ст. Люберцы – м. Люблино), по словам пассажиров, водитель всю дорогу играл в игры на телефоне. Перевозчик – «Ранд-Транс».
Маршрутка №1020, Видное. Женщина с ребёнком передала карту для оплаты двух билетов, водитель пробил один билет по терминалу, а за второй затребовал переводом или наличными. В итоге он выгнал её и ребёнка из маршрутки. Оператор – компания «Альфа Грант» (учредитель Роберт Давидян).
Маршрут 364, многострадальное Видное. Водитель хочет денег на свой (или хозяина) мобильник. Оператор – на тот момент «Домтрансавто».
И это, разумеется, лишь крохотная верхушка айсберга – судя по комментариям в соцсетях, все давно смирились с постоянными нарушениями закона, и в подавляющем большинстве случаев никто съёмку не ведёт (учитывая агрессию водителей, это и понятно).
Законность возвращается?
Есть и хорошие новости. Администрация Видного сообщает:
По результатам конкурсных процедур, состоявшихся в августе, с 1 сентября текущего года на ряде маршрутов общественного транспорта в Ленинском городском округе будет работать транспортная компания АО «Мострансавто».
Речь о 23 маршрутах, обслуживающих пассажиров по регулируемым тарифам.
1) Смежные межрегиональные маршруты: 351, 355, 356, 364, 367, 379, 439, 471, 489, 1201, 1202
2) Межмуниципальные маршруты: 24, 27, 59
3) Муниципальные маршруты: 2, 3, 6, 7, 8, 10, 29, 35, 44
Разумеется, с ложкой дёгтя:
Жителей просят обратить внимание, что смена транспортной компании не коснется коммерческих маршрутов №№ 507к, 871к, 1201к, 1202к, 1224к, 1228к, 33к, 1019, 1020. Обслуживание пассажиров по нерегулируемым тарифам остается за перевозчиками «Ранд-Транс» и «Альфа Гранд».
Чьим был автобус, упомянутый в начале статьи, по видеозаписи неясно, но конфликт состоялся, видимо, уже после передачи 471-го маршрута в «Мострансавто». Получается, что кадры домодедовского перевозчика перекочевали к областному со своими манерами?
* * *
Выводы очевидны.
Компании «Домтрансавто», «Ранд-Транс» и «Альфа-Грант» должны немедленно прекратить свою деятельность. Она не отвечает требованиям безопасности и может способствовать росту преступности и дестабилизации региона.
Деятельность их учредителей и гендиректоров должна заинтересовать Генпрокуратуру и Следственный комитет. Совпадение происхождения руководства может свидетельствовать о наличии организованной этнической группировки. И дело тут не в национальности, она могла быть любой, а в схожести методов «работы», в уклонении от налогов.
В АО «Мострансавто» должен быть проведён аудит кадровой политики и контроля действий персонала. На «Яндекс.Панорамах» мы с лёгкостью нашли автобус с логотипами и «Домтрансавто», и «Мострансавто». Не слишком ли тесное сотрудничество так называемых конкурентов?
Деятельность руководства Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (министр с 2018 года – Алексей Гержик) также должна заинтересовать Генпрокуратуру и Следственный комитет. Ведомство, которое раз за разом отдаёт сомнительным ООО право перевозить живых людей, очевидно, не справляется со своими задачами. И недавно переназначенный Гержик должен либо радикально изменить своё отношение к этому вопросу, либо покинуть пост.
Небольшая зачистка в Видном, однако, обнадёживает. Возможно, жители Подмосковья всё-таки доживут до безопасных перевозок. Но с такими манерами водителей есть риск, что не все.