Бумеранг летит медленно, но верно: компания-загадка получила претензию-загадку.
Что случилось
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) приостановила действие одного из сертификатов антивируса Dr.Web. Документ подтверждает, что продукт Enterprise Security Suite (решение для защиты всех объектов корпоративной сети, а также контроля почтового и интернет-трафика) можно использовать в системах хранения персональных данных и другой критически значимой информации в госсекторе и в частных организациях.
Сертификат отозван без каких-либо разъяснений.
На момент написания статьи сертификат на сайте компании всё ещё числится действующим. Новость, впрочем, «доктора́» уже опубликовали – оптимистическую.
В то же время сотрудники компании сообщают, что руководство в растерянности: неясно, какие нарушения надо устранить. Можно было бы ориентироваться на предыдущие прецеденты, но их нет: помимо сертификата «Доктора ВЭБа» приостановлены всего два, и оба иностранные.
Чем они заняты
ООО «Доктор Веб» – среднее предприятие с 11 тысячами рублей уставного капитала, изначально, ныне и присно принадлежащее Игорю Данилову. Это один из двух бизнесов предпринимателя – ему принадлежит также 42% в «Санкт-Петербургской антивирусной лаборатории Данилова» (САЛД) – дистрибьютере программного обеспечения. Ранее Данилов управлял «ДиалогНаукой», под брендом которой выходили первые версии антивируса Dr.Web, но в 2004 году, после потери лидерства на рынке, «доктор Данилов» оставил ей только дистрибуцию – оставшись там, впрочем, заместителем генерального директора.
«ДиалогНаука» – компания не публичная во всех смыслах: отказывает в интервью, не раскрывает список акционеров, зато зарабатывает миллиарды на госзакупках. Среди клиентов – ФФОМС, «Автодор», ОЭК, «Транснефть» и другие уважаемые покупатели. «Доктор Веб» и САЛД продажами практически не занимаются.
Что теперь будет?
Анонимный собеседник «Ведомостей» говорит (статья в закрытом доступе, но если вы интересуетесь этой тематикой, то с лёгкостью обойдёте защиту), что «в результате, например, банки, которые уже закупили антивирус в качестве второго для выполнения требования ЦБ, не смогут его использовать. Это станет проблемой и для госсектора».
Официальные представители компании утверждают, что соответствуют всем требованиям, что никаких проблем нет, поддержка уже приобретённых продуктов будет продолжаться, временно приостановлена только продажа новых лицензий. Правда это или нет – компании узнают в ближайшее время.
Теперь в России разрешения остались только у двух компаний — «Лаборатории Касперского» и «Кода безопасности» (бывшая «Информзащита»). «Лаборатория» в представлении не нуждается, а «Код безопасности» входит в структуры государственного «Атомэнергопрома», который, в свою очередь, принадлежит «Росатому».
Сертификация, как ещё недавно радостно утверждал сам «Доктор Веб», совершенно необходима для того, чтобы контролирующие органы не наказали за использование ненадёжного продукта. А наказать могут всех, кто работает с персональными данными, то есть фактически любое крупное предприятие, работающее с клиентами – физическими лицами (формат b2c).
Жив ли пациент?
Закрытость «Доктора Веба» чрезмерна даже для секретчиков – сравните, например, с медийной активностью Касперских. Компания как чёрт от ладана шарахается от любого общественного резонанса.
В 2014 году аккаунт Dr.Web на Youtube был временно удалён администрацией видеохостинга за «нарушение принципов сообщества» с формулировкой: «Спам, мошенничество и лживая реклама запрещены». Впоследствии такие баны станут обыденными, но в тот момент это никак не выглядело политикой.
Похоже, «докторам» понравилась идея столь простой борьбы с неугодными, и через год в компетентных кругах рунета прогремела история о том, как люди Данилова цинично отжали самую популярную группу ВК, посвящённую их продукту. У создателя группы отобрали права под предлогом того, что «в процессе верификации возникли сомнения в том, что он жив», – так работает трогательная спайка социальной сети и производителя антивируса. Официальное же объяснение от «Доктора Веба» не оставляет сомнений – перед нами чистейшее электронное рейдерство, сотрудники внедрились в чужую раскрученную группу и присвоили её себе.
Но сейчас актуальнее вопрос, жив ли сам Данилов. Как раз после 2015 года он крайне редко появлялся в публичном пространстве, а после начала СВО – ни разу. Где он живёт, чем занят, куда выводит заработанные деньги – загадка.
Что это было?
Честно – не знаем. Либо нечестная конкурентная борьба (рынок – многомиллиардный и будет только расти), либо политическое решение, либо действительно какой-то косяк в программном обеспечении.
Ждём пояснений от ФСТЭК.