Если безоглядно следовать за белым кроликом, можно провалиться в очень глубокую яму. И не исключено, что вместо сладкого шоколада на дне окажутся прожорливые крабы.
А адвокаты кто?
Адвокат Александр Карабанов заявил, что все заведения ресторанного холдинга White Rabbit Family (WRF) работают строго в рамках закона. А если в ходе обысков и обнаружены крабы неизвестного происхождения, то виноваты не рестораны, а «речь идёт о поставщиках, возможно, о контрабандистах, и это их ответственность».
Действительно, ФСБ пришла с проверкой в рестораны White Rabbit и выявила незаконный сбыт 8 тонн краба, оборот которого жёстко регламентируется законодательством. И обратите внимание, как представитель ресторатора мгновенно перевёл стрелки на деловых партнёров своего нанимателя. Вряд ли владелец сети Борис Зарьков рад такому повороту – теперь и другие поставщики сильно подумают, стоит ли с ним работать. Впрочем, по Пушкину (не ресторану), «коли до петли доходит», выбирать не приходится. Да и адвокату виднее, как строить тактику защиты – актёр Михаил Ефремов, например, хорошо это знает.
Господин Карабанов – человек опытный. Он выступал за карательную семейную юстицию (неудивительно – экс-помощник депутата Оксаны Пушкиной), представлял интересы семьи легендарного коррупционера Дмитрия Захарченко, защищал Умара Джабраилова по делу о стрельбе в отеле Four Seasons в Москве, добился освобождения предпринимателя Александра Есина, который тут же сбежал из России и теперь арестован заочно. И так далее, и тому подобные.
Нет, это не сбор компромата, этим он сам хвастается на собственном персональном сайте. Неудивительно, что в числе клиентов этого специалиста – Яна Рудковская с Евгением Плющенко, поп-певицы из «Виагры» и «Серебра» и прочая культурная элита.
Если организация обращается к специалисту с подобной самопрезентацией и соответствующим ценником, можно предположить, что ей есть что скрывать, не так ли?
Позиция следствия
White Rabbit Family позиционирует свою цель как «предоставление великолепного вкуса и позитивных эмоций». Три ресторана этой очень дорогой сети имеют звезду Michelin, а White Rabbit и Selfie во второй половине 2010-х входили в число лучших мировых заведений по версии The World’s 50 Best Restaurants. Впрочем, на момент написания статьи российских ресторанов в этом рейтинге нет.
Основной владелец WRF (ООО «ЖирТрест Проджект») Борис Зарьков утверждает, что проверка не повлияла на ведение бизнеса. При этом всё же возбуждено уголовное дело по пп. «а», «б» ч. 4 ст. 171.1 УК (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере) – до шести лет лишения свободы.
И собеседник ТАСС в правоохранительных органах выдвигает версию, не слишком рифмующуюся с оправданиями Карабанова:
«Следователями допрошены больше десятка сотрудников и директоров столичных ресторанов, чью незаконную деятельность выявили сотрудники правоохранительных органов».
Обратите внимание – деятельность ресторанов и/или сотрудников, а не поставщиков.
«Покупатели краба действовали в сговоре с сомнительными поставщиками, которые не прошли проверку в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий»... В сговоре с поставщиками столичные рестораторы приобрели краба по заведомо не соответствующим действительности ветеринарно-сопроводительным документам».
Собственно, здесь и расходятся позиции Карабанова и силовика. В СКР и ФСБ полагают, что рестораторы знали о незаконном происхождении краба, в «Семье белого кролика» это отрицают.
Крабовые котлетки
Ситуация с выловом и реализацией краба в России криминогенна примерно на 97%. Это не наше предположение, а вывод из слов главы Росрыболовства Ильи Шестакова, сказанных в конце прошлого года:
«Мы точно можем подтвердить, что 3% – это легальная продукция, 57% вызывают у нас сомнения в легальности происхождения, 40% – это точно продукция, которая не имеет никакого подтверждения в законности вылова».
Между тем Борис Зарьков к крабам относится с чувством. В интервью «Еде.ру» он сетовал на вкусы московского клиента:
«Борщ, солянка, щи, котлетка крабовая с креветками – вот что нужно потребителю. А что смеётесь, сейчас все котлетки в Москве крабовые и с креветками».
Бедному высокодуховному ресторатору тяжело существовать в этом низменном мире, а особенно тяжело кормить столь неприхотливых людей в кайф:
«По большому счёту наш мозг – наркоман, который всё время хочет кайфовать«.
Партнёрша в шоколаде
В умении кайфовать Зарькову не откажешь, как и в умении выбирать себе достойных партнёров по кайфу. Когда после начала СВО гламурная дива Ксения Собчак ринулась в ресторанный бизнес, она обратилась именно к владельцу «Белого кролика» – и он не отказал.
Собчак вошла в капитал ООО «Фиш» и ООО «Гавань», основной вид деятельности которых – ресторанный бизнес, а среди партнёров – Борис Зарьков и его шеф-повар Владимир Мухин. Ещё интереснее создание год назад ООО с многозначительным названием «Ши». Несмотря на то, что такое название носят два ресторана альянса (She), основной вид деятельности новой компании весьма оригинален – «Аренда интеллектуальной собственности и подобной продукции, кроме авторских прав». Впрочем, вторым пунктом среди видов деятельности всё равно на всякий случай названа «Деятельность ресторанов». Сюда уже шеф-повара не взяли, а Собчак и Зарьков выступают полноправными партнёрами.
Интересно, что гендиректор «Ши» Виктор Богданович практически одновременно с заступлением в должность зарегистрировал ООО «Инновации», которое, судя по кодам ОКВЭД, намерено торговать пищевыми продуктами, причём отдельно выделено: «включая рыбу, ракообразных и моллюсков».
Стало быть, и крабами тоже? WTF, WRF?
[INCUT-R]
* * *
Не будем занимать ничью сторону. Мы прекрасно знаем, что многие атаки на бизнес заказывают конкуренты или враги, некоторые инспирируются рейдерами. И далеко не всегда предпринимателям удаётся доказать свою правоту.
Но что, если подозрения в адрес «Белого кролика» всё же справедливы?
Продвигать роскошь в полунищей стране – само по себе занятие, недостойное уважения. Но ещё и уклоняться при этом от полагающихся по закону выплат в бюджет – это уже явный перебор.
Такой бизнес России не нужен. И такие бизнесмены тоже.