Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:09
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Не ВПОПАТ, а цирк: автобусы во Владивостоке сгорели не случайно

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На восточной окраине России, там, где над бывшей империей восходит жаркое летнее солнце, день 21 июня выдался особенно жарким. На стоянке МУП «ВПОПАТ-1» сгорели четыре пассажирских автобуса, восстановлению не подлежат.

Автопарк ВПОПАТа

Занятная аббревиатура ВПОПАТ расшифровывается как «Владивостокское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта», и пожаловаться на тёплое отношение горожан это предприятие никак не могло. Директор МУП Алексей Яньшин, кажется, не очень способен работать в обстановке плотной конкуренции: он начал проигрывать конкурсы за прибыльные маршруты как раз из-за нехватки новых автобусов и некомфортной атмосферы в старых. Владивосток – город южный, и без кондиционеров там как без воздуха.

Контроль над техническим состоянием автобусов ВПОПАТа должно было осуществлять ООО «Бас-ДВ» (учредитель и директор – Алексей Раужин). Тут ничего расшифровывать не надо: «Бас» – это bus, автобус, а ДВ, понятно, Дальний Восток.

В 2018 году Раужин, кстати, поставил Руслану Самигуллину, который тогда возглавлял ВПОПАТ, а потом обнаружил себя в СИЗО, два автобуса ПАЗ, каждый стоимостью более трёх миллионов рублей. Для сравнения, когда в 2022 году «ВПОПАТ-1» пыталось продать свои автобусы «Фольксваген Луидор» и «Ман», их цена составляла… 125 и 200 тысяч рублей соответственно, передаёт источник «Москоу Пост». Довольно интересная постановка бизнеса для муниципального, то есть государственного предприятия. А ведь это была единственная официальная закупка автобусов за последние годы. С таким подходом выигрывать борьбу за маршруты даже при дружеском содействии администрации весьма непросто.

15 лет назад, в 2008 году, «ВПОПАТ-1» купил 13 автобусов Курганского автозавода (КАвЗы) – в том числе один из сгоревших 21 июня.

Самая масштабная покупка состоялась десять лет назад, в 2013 – организация приобрела 50 MANов и 100 «Фольксвагенов». Потом, в 2019 году, были выделены средства краевого и местного бюджета на покупку 102 автобусов, из них на маршруты точно вышли 24, судьба остальных неясна.

Ещё два сгоревших автобуса – ЛиАЗы. Они уже, конечно, не такой кошмар пассажиров, как в советские времена, но тоже не самое комфортное средство передвижения. Не так давно предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» даже подало в суд на Ликинский завод из-за неисправности двигателей, которую в Нижнем сочли в целом характерной для этой серии транспорта (в масло попадал антифриз). Однако эта история не помешала «ВПОПАТу-1» закупить и эксплуатировать ЛиаАЗы.

Торги выигрывает профсоюз

Торги за владивостокские маршруты в 2022 году были горячими. Соглашения заключались уже не на год, как ранее, а на три, и на кону стояло фактически существование автопредприятий. Общая стоимость контрактов превысила 2 млрд руб.

Неудивительно, что сразу на семь аукционов поступили жалобы: предполагается, что мэрия Владивостока подгоняла условия под конкретных поставщиков, в частности, потребовала, чтобы все автобусы были дизельными.

«Дизельное топливо, с точки зрения его полезных качеств для заказчика, является самым худшим из всех возможных вариантов. При этом оно наименее экологично», – полагает директор ООО «Гуд Кар» Сергей Губанов. Он напоминает, что на государственном уровне принята программа, которая должна стимулировать регионы закупать газомоторный общественный транспорт, но в Приморье её почему-то игнорируют.

Усомнимся в том, что дизель во всём хуже бензина – в морозную погоду завести транспорт на солярке куда как проще. В остальном же господин Губанов совершенно прав: ограничение по дизелю не соответствует экологическим проектам государства. В конце концов, если подрядчик не смог завести автобус на морозе, существуют штрафные санкции, стимулирующие заранее решать технические проблемы.

Также жаловалось ООО «Росттранс» – компания Ким Гван Сика (не путать с корейским актёром) полагает, что «заказчиком не установлены требования к направлению участником предложения о качественных и экологических характеристиках объекта закупки. В связи с этим компании лишены возможности подачи заявки». Мы честно пытались найти логику в этом утверждении (раз не установлены требования, то подавай в свободной форме), не нашло её и УФАС, но «Росттранс», который почему-то в СМИ часто называют «Ространсом», всё-таки получил пару маршрутов – в отличие от «Гуд Кара», не имевшего дизельного транспорта.

Имел его и «ВПОПАТ-1». Тут сыграла роль социальная ответственность: незадолго до торгов профсоюз написал слёзное письмо в мэрию, напоминая, что многие сотрудники потеряют работу, если компания не получит прибыльные маршруты. Вице-мэр Максим Акульшин успокоил водителей – всё у них будет хорошо, работу потеряют люди из других компаний.

Уволить и сесть

Между тем предприятие остаётся планово убыточным – фактически его финансирует мэрия через налоги. За семь лет оно было в прибыли лишь в 2021 году, и то это были скромные для головного перевозчика 26 млн рублей чистой прибыли. При этом выручка растёт постоянно, она составляет уже более 600 миллионов рублей в год. Но на выходе – недостача. Которой нет, например, у проигравшего «Гуд Кара».

Что же делать в такой ситуации? Разумеется, бороться с собственными сотрудниками.

В январе 2022 года «ВПОПАТ-1» уволил водителя Павла Парфёнова, который в своём видеоблоге рассказывал о принудительных сверхурочных сменах, о том, что персоналу некогда и негде пообедать. Прокуратура зашла на предприятие, но ничего предосудительного не обнаружила. И директор Самигуллин вынудил Парфёнова уволиться. Через месяц Самигуллина арестовали по подозрению во взятке за незаконное предоставление в аренду муниципальных гаражей без заключения договора (не путать с Ленаром Самигуллиным в Татарстане, которого арестовали месяцем раньше, а связи его ведут исключительно высоко, к татарстанской IT-верхушке федерального уровня).

Из сказанного ясно, что дела в МУПе обстоят, скажем так, очень странным образом. И только покровительство городского главы Константина Шестакова позволяет пожирателю бюджета оставаться на плаву. Надолго ли?

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама