Серия арестов в Красноярском крае может говорить о трёх вещах. Или именно там была выстроена беспрецедентная система коррупции. Или именно там особенно хорошо работают компетентные службы. Или именно там идёт кампания по очернению уважаемых людей и ломке их судеб.
Очередной арест в Красноярском крае – на сей раз директор регионального фонда капитального ремонта Михаил Попелышев, ставленник недавно отставленного губернатора Александра Усса.
Понятно, что сами по себе фонды капремонта больше похожи на системный грабёж населения, санкционированный властью. Но и в этих структурах можно работать по-разному. Следствие полагает, что Михаил Вячеславович действовал в своих личных интересах, не давая отобранным у красноярцев деньгам в полном объёме раствориться в подконтрольных людям губернатора строительно-ремонтных фирмах.
Аресты в крае идут один за другим. Александр Усс их не комментирует.
Версия следствия такова: «Чиновник брал деньги от бизнесмена в обмен на получение заказов на ремонт, а также приёмку выполненных работ», преступное сотрудничество продолжалось целый год – с момента назначения опытного специалиста на пост в Фонде. Задержали Попелышева при получении очередного транша взятки в размере 5 млн рублей.
После ареста чиновника, всего за три недели до ареста отпраздновавшего 55-летие, служивые отправились к нему в гости, в элитный двухэтажный коттедж. Изъяли немало интересного: «внедорожник Mitsubishi, коллекции часов и ювелирных украшений, около десятка сертификатов на бриллианты, различную валюту, в том числе венгерские форинты, сингапурские доллары, доллары США, евро, кроны, тенге, иены, три ноутбука». Что ж, красиво жить не запретишь. Интересно, что вопреки обыкновению следствие не назвало сумму изъятых средств – из этого можно сделать вывод, что она невелика. Может, Попелышев вообще просто красивые банкноты коллекционировал?
По основной своей профессии директор Фонда капремонта, как говорят у нас на Руси, вертухай – ещё в 2018 году он занимал пост заместителя директора Главного промышленно-строительного управления ФСИН. Усс вообще питал слабость к бывшим фсиновцам – острословы язвили, что он «хеджирует риски» на случай печального поворота карьеры.
Так вот, назначение Попелышева вообще было уникальным – он стал полномочным представителем Усса… в нигде. Все нормальные полномочные представители представляют своих доверителей в чётко определённых структурах, а Попелышев, после ухода из ФСИН около года занимавший пост заместителя главы Советского района Красноярска, стал представителем просто так. Даже пресс-служба губернатора не смогла тогда объяснить, чем он будет занят.
Резонно предположить, что на этом посту у него было примерно ноль обязанностей, но и минимальный доступ к живой монете. Деятельная натура строителя зеков тяготилась таким положение вещей, и через два года он возглавил Фонд капремонта. Который, увы, и довёл коллекционера банкнот до цугундера.
Кстати, собственно работой глава Фонда себя не утруждал. По словам депутата красноярской городской думы Семёна Сендерского, в январе Попелышев не явился на заседание комиссии в горсовете с отчётом о работе в 2022 году, не прислал никого вместо себя и попросил у депутатов «больше времени для подготовки доклада». Почему депутаты тогда же не инициировали отставку опоздуна, вопрос риторический – реальной представительной демократии в России не существует.
Продвигал Попелышева во власти, вероятно, бывший начальник краевого ГУ ФСИН Владимир Шаешников – ещё одна очень интересная фигура. Шаешникова прямо называли серым кардиналом Усса – и не исключено, что его влияние в какие-то моменты было сильнее, чем у губернатора.
Почему Попелышев не ушёл сразу за Уссом? Неужели помешали неоконченные дела с тем самым бизнесменом-строителем, на взятке от которого чиновник и погорел? Но ведь задержание строительного магната Владимира Егорова было сигналом яснее некуда. И журналисты Moscow Post, к слову, полагают, что именно Егоров и дал материал на руководителя Фонда капремонта.
Но пять миллионов есть пять миллионов. Кстати, интересно, как растут аппетиты. Всего пять лет назад глава того же Фонда Нина Авдеева была уволена и попала под уголовное дело за то, что выписала себе премию в размере… «свыше 70 тысяч рублей». У Попелышева – другой масштаб. Тот же Moscow Post цитирует его неназванного подчинённого, который рассказывал:
«Попелышев премии себе не выписывал. Он грёб все и сразу. К нему очереди с конвертиками выстраивались. При желании его можно было взять давно».
И это только один из десятков чиновников разных уровней, за которыми приходили на Красноярщине. Напомним об уголовном деле против первого замгубернатора Юрия Лапшина, приведшего с повинной по многомиллионным хищениям при строительстве красноярского метротрама – в этой истории, кстати, арестовали и знаменитого Олега Митволя (бывший эколог, бывший префект, бывший аудитор), который отвечал за создание проекта метро. Пока он сидел в красноярском СИЗО, с его счёта в ОАЭ вывели сотни тысяч долларов. Проходит по делу и министр транспорта края Константин Димитров.
Хватает и других, менее резонансных расследований. Вот, например, управляющий Красноярским региональным Фондом социального страхования (ох уж эти фонды) Сергей Москвин отдыхает от дел под домашним арестом. К слову, его предшественница на этой должности Ирина Астанина вышла на свободу не так давно – 5 лет колонии за мошенничество с деньгами фонда.
Дом, который построил Усс, напрочь прогнил ещё во время его проживания там. Капитальному ремонту за счёт средств соответствующего фонда не подлежит. Но сам экс-губернатор по-прежнему неприкосновенен. Хотя простая логика говорит: либо он ничего не знал и тогда его надо судить за халатность, либо он был в курсе дел своих подчинённых – и тут уже целый спектр статей куда интереснее, чем та, которую вы только что дочитали.