Двумя крайне странными юридическими казусами запомнится конец мая 2023 года.
У трёх юристов проект без смысла
В Минюсте наконец прочли законопроект, предлагающий признавать экстремистскими материалами все географические карты, оспаривающие территориальную целостность России. Проще говоря, карты, где хотя бы один из шести регионов – Крым, Севастополь, ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области – показан украинским.
Проект действительно до убожества краткий: предложено добавить в п. 3 ст. 1 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» слова «картографические и иные изображения и продукция, оспаривающие территориальную целостность Российской Федерации».
Авторы – единоросы Пискарёв, Валеев и Выборный, все как на подбор дипломированные юристы. К сожалению, в подготовленной нами галерее народных избранников нашлось место только для Анатолия Выборного из Шепетовки – и вы сами легко можете оценить объём его заслуг перед нацией.
Эти три джентльмена парламентской удачи фактически поставили под удар всё население России. В любой сколько-нибудь интеллигентной квартире можно найти картографическую продукцию разных лет. Я, например, люблю атласы 1950-60-х, где Шри-Ланка ещё Цейлон, Зимбабве есть Южная Родезия, а про остальные границы страшно даже говорить.
Не поленитесь, зайдите в книжный магазин или даже просто в сувенирный киоск. Вы увидите массу карт, где принадлежность четырёх новых регионов указана по-старому, полюбуетесь на глобусы с украинским Крымом. Почему именно глобусы – да потому что их в России не производят, а у китайцев своё представление о политических границах.
То есть штрафовать за экстремизм можно всех поголовно, тем более что инициатива об отмене обязательной санкции суда или прокурора на обыск жилья вот-вот станет законом.
Видимо, испугавшись объёма работы, в Минюсте предложили внести уточнение в перспективный законопроект: чтобы карта стала экстремистским материалом, необходимо доказать, что неверные границы на неё нанесены с умыслом покушения на правильные представления о территории России.
Замглавы комитета по безопасности Эрнест Валеев ремарку Минюста одобрил:
«Поправка дает достаточно четкий ответ. То есть если карту издали до 2014 года, когда Крым был в составе Украины, то это не правонарушение».
Встаёт вопрос, почему же Эрнест Абдулович, соавтор законопроекта, не внёс это уточнение в первоначальный текст. Неужели пожилой политик, бывший заместитель генпрокурора, забыл то, чему его учили в Свердловском юридическом полвека назад? Судя по всему, да, потому что далее он начал рассуждать о разграничении понятий «умысел» и «неосторожность». Он всерьёз считает, что до 2014 года Крым не указывали на картах по неосторожности? Или что мы иногда держим такие карты по той же причине?
Медведев разрешил, а закон – нет
Второй странностью стало интервью третьего президента России, а ныне самого горячего блогера планеты Дмитрия Медведева, который в числе прочего заявил:
«Я приветствую использование пиратского контента в условиях, когда нас обложили со всех сторон. Чем больше разного контента, тем лучше. И желательно бесплатно».
При этом на прямой вопрос о том, надо ли менять законодательство для этого, Медведев не ответил. И тут кроется очень интересный нюанс.
Дорогие наши пираты, ст. 146 УК РФ никто не отменял. Она до сих пор формально ждёт всех, у кого дома найдётся хотя бы один пиратский файл – от «Фотошопа» до «Косынки», от Word до Windows. Или хотя бы один проприетарный фильм – даже не ворованный, просто тот, который скачали и не заплатили. Рискнём сказать, что под эту статью подпадает более трети, а скорее всего и половины домохозяйств в России. Пиратских файлов в нашей стране куда больше, чем бумажных карт времён «до покоренья Крыма».
Итак, юрист, зампред Совета безопасности, одно из первых лиц государства прямо одобряет нарушение закона. Это посильнее, чем история с экс-министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым, который вслух признал граждан на силовую защиту от произвола даже со стороны милиции. После этого один пермяк решил проверить надёжность слова министра и с криками «Нургалиев разрешил!» избил двух силовиков. Сел надолго, а вскоре законодательство подкорректировали и теперь мы обязаны выполнять даже незаконные распоряжения людей с определёнными полномочиями.
* * *
Объединяет эти истории одно: полная безответственность людей, которые являются нашими хозяевами. Двумя-тремя фразами подвести половину страны под экстремизм, а другую под нарушение прав на интеллектуальную собственность – это же не просто неосторожность, тут какой-то, не побоимся этого слова, умысел кроется!
Неужели им так нужно, чтобы мы все были в чём-нибудь да виноваты?