Вызывающее богатство неясного генеза – единственное достижение Мантурова на посту министра промышленности и торговли.
Триллер о подводных камнях мурманского рыболовства мог посеять в читателе уныние и безнадежность – как же все плохо на крайнем северо-западе России! Мы не можем оставлять вас в этом заблуждении, и представляем теперь материал за здравие – об истории одного мурманского успеха федерального значения.
Семейные связи
Издание «Секрет фирмы» сообщает, что 84-летняя пенсионерка Тамара Федоровна Мантурова оказалась владелицей неслабого поместья на 2,5 гектара на территории яхт-гольф-клуба «ПИРогово» чуть севернее Москвы, на Клязьминском водохранилище. Этот актив оценивается в пять миллиардов рублей, что особенно удивительно, ведь уроженка Ашхабада с дипломом организатора предприятий связи до выхода на пенсию казалась всего лишь тенью своего мужа – экономиста и дипломата. Но она до сих пор помогает выживать сыну, хотя тот уже девятый год занимает пост министра всей российской промышленности и, главное, торговли.
Так, совсем недавно, в марте 2020 года Денис Мантуров получил дорогой подарок от матери – домик площадью более трех тысяч метров в центре города-курорта Геленджика (там рядом еще семейный отель, но это другая история). Этот особняк достался Тамаре Федоровне в наследство от мужа, но учитывая, что к тому моменту уже закончилась отделка дворца в «Пирогове», кубанская недвижимость оказалась ей вроде как ни к чему. Журнал «Собеседник» уточняет, что одним сооружением на водохранилище не обошлось – в поместье есть еще гостевой дом на 1500 кв. м и крохотный хозблок площадью 600 кв. м – двадцать хрущевских однушек!
Кстати, сам Денис Мантуров периодически живет рядом с матерью, буквально в двух шагах – и этот домик на 454 квадратных метра ему тоже подарила мать после смерти мужа. Нет, конечно, Валентин Мантуров был солидным человеком, значимым торговым представителем, но вот эти миллиардные активы как-то слабо коррелируют с возможным уровнем семейных доходов. По крайней мере даже многомиллионные декларации самого министра никак не помогают понять, благодаря чему семья живет настолько богато. Не Тигры освобождения Тамил-Илама же подогнали в знак благодарности за приятное общение!
Мытищи – новая Рублевка?
Неудивительно, что после таких хором Денис Валентинович неуютно чувствует себя в командировках, в пустых холодных номерах… Именно поэтому он славен арендой сверхдорогих номеров за государственный счет. Номер с мраморной ванной в Шанхае за 1,388 млн руб.? Но ведь всего одну ночь провел, а не неделю – считай, восемь миллионов родине сэкономил. В целом же 57 поездок Мантурова в 2019 году обошлись нам с вами в 200 миллионов рублей.
Там Антон Силуанов вроде бюджет секвестирует? Дарим неплохую идею: до 2005 года существовали жесткие ограничения по командировочным расходам чиновников, но потом их отменили для весьма широкого круга лиц, в том числе министров и их замов. Силуанов должен это помнить: как раз в 2005-м он и стал замминистра финансов. Денис Мантуров вошел в этот круг двумя годами позже, в министерстве промышленности и энергетики. Министерство не выдержало такого удара и распалось в 2008 году на две половинки: Виктор Христенко забрал Мантурова в новообразованный Минпромторг, а после следующего президентского цикла посадил его в свое нагретое кресло.
Возможно, именно Христенко привил своему молодому любимцу страсть к гольфу и красивой жизни – Виктор Борисович известен как владелец элитного гольф-клуба «Пестово», расположенного совсем недалеко от «ПИРогова». Небанальная, надо сказать, локация: Мытищинский округ не пользуется особой популярностью среди элиты, она предпочитает селиться между Волоколамским и Киевским направлениями. Но, похоже, северные Мытищи постепенно становятся новой Рублевкой: ниже всплывет еще одно значимое имя.
Злые языки, правда, говорят, что у Христенко и его жены Татьяны Голиковой это просто поместье, выдаваемое за гольф-клуб, но какие-то мероприятия там все-таки проводятся. И все же интересно, что семья Мантуровых тоже как бы обитает на территории аналогичного юридического лица. Учиться, учиться и еще раз учиться у старшего поколения!
Красиво жить не запретишь
Забавно, что сын господина Христенко Владимир развелся с так называемой писательницей Евой Ланской именно потому, что женщину утомил богемный образ жизни супруга. Материал на эту тему удален с сайта РБК, но Archive.org не забывает и не прощает. Христенко-младший, арендовавший тогда яхту примерно за 5 миллионов рублей в неделю, тогда потребовал с экс-жены 7 миллионов рублей, которые потратил на ремонт дома тещи.
Похоже, многопытный управленец применял одинаковые методы воспитания и к родному сыну, и к любимому заму – по крайней мере результаты оказались весьма схожими. Больше всего Денис Мантуров любит роскошь.
Ведь дом его матери, с которого мы начали повествование, не просто так оценивается в миллиарды, тогда как обычное жилье в этой локации стоило бы не больше 300 тысяч рублей за квадратный метр – все-таки от метро далековато. Проект этого дома, по данным «Собеседника», принадлежит стилусу самого Энцо Пагано, сына и наследника владельца дизайн-бюро Pagano, знаменитого своими люксовыми деревянными особняками. Журналисты, правда, утверждают, что Пагано нарисовал сперва дом всего на 1500 метров, но потом заказчик велел существенно его увеличить. Не зайдя в гости, сложно сказать, так ли это – возможно, перед нами просто упомянутый гостевой дом, по площади как раз совпадающий с представленным на сайте студии.
К слову, подаренный Денису Валентиновичу дом по соседству славен не только брендом Pagano, но и историей – его предыдущим владельцем был нынешний глава президентской администрации Антон Вайно.
Город детства
А где же обещанный Мурманск, спросят нетерпеливые читатели. Так это родной город эпицентра нашей люксовой истории – мать Мантурова переехала туда к мужу из костромского Мантурова. На момент рождения Дениса в 1969 году его отец был заместителем председателя Мурманского горисполкома – это, конечно, не директор мясокомбината, но тоже неплохая должность с доступом к полному набору немногочисленных советских благ.
А по-настоящему жизнь заиграла красками, когда Мантуров-старший закончил Всесоюзную академию внешней торговли и добился права работать за рубежом. С 7 лет будущий министр жил в Индии, потом переехал на Шри-Ланку, где, к слову, в это же самое время работал отец Александра Хлопонина. Закончил социологический факультет МГУ, защитил диссертацию, пошел гнать за рубеж советские военные вертолеты, после чего отметился в феноменальном ельцинском ФГУП «Государственная инвестиционная корпорация» («Гута-Банк» помните?), который, пожалуй, заслуживает отдельной книги. Там Мантуров был заместителем Владимира Чернова, ныне занимающего ритуальную должность начальника Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами – вспомним, что карьера самого Мантурова начиналась как раз с культурных связей его отца. Старые сослуживцы и сейчас регулярно ездят по миру с дружескими миссиями – правда, в каких номерах останавливается Чернов, науке неизвестно: он уже не вызывает интереса поставщиков компромата в «Собеседник».
* * *
Грустно все это. На своем посту Мантуров выглядит минимум на 50% беспомощным – может быть, он хороший министр торговли, но промышленность ему совершенно не благодарна. Нужен ли России такой половинный министр – большой вопрос, но пока его терпят. Неужели надеются, что худощавый чиновник станет полным наконец?