Хозяин безнадежно зависимого от России государства в очередной раз продемонстрировал самостоятельность и силу.
4 августа, в Международный день шампанского, с посланием к нации выступил… нет, на сей раз не привычный Владимир Путин, а внезапный Александр Лукашенко. И нация на сей раз была белорусской, а не российской. Совсем скоро, в воскресенье 9 августа, Лукашенко в очередной раз будет избран на пост президента Белоруссии, и чтобы выборы эти прошли максимально спокойно, Александр Григорьевич поведал нации о своих успехах в отражении бесконечных внешних угроз – словно все зло мира ополчилось на маленькую болотистую страну, зажатую между недобрыми партнерами-славянами.
Международное положение
Очень интересно была сначала подана речь главы государства на его официальном сайте. Если в России речи Путина добросовестно излагаются «как есть» стенографистами или спичрайтерами, то в Белоруссии к делу подходят художественно: в каждом предложении присутствует авторская речь редактора. «Александр Лукашенко подчеркнул», «Президент выразил недоумение», «сказал Глава государства», «привел он пример» – и так 163 раза, по числу абзацев в публикации! Это был настоящий копирайтерский подвиг безымянного публикатора-героя. И даже жаль, что через несколько часов шедевр заменили на банальную стенограмму.
Кажется, нет той стороны жизни, которой не коснулся бы Александр Григорьевич в своей заветной речи. Глобализация, американо-китайское противостояние (Лукашенко болеет за Китай), Брексит, гонка вооружений, протесты в Гонконге – в общем, строго по Ильфу и Петрову:
«Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать»…
Вот, например, прямо цитата из советского детства товарища Лукашенко:
«Пылающие очаги нестабильности мы вновь наблюдаем в Северной Африке, на Ближнем Востоке. Нагнетаются страсти в отношении Ирана, Венесуэлы, Сирии, иных стран, позволяющих себе независимую, свободолюбивую политику».
Но в отличие от товарища Гаврилина, Лукашенко знал, что делает – все эти ужасы вокруг ущемления шариатских свобод нужны были лишь для того, чтобы противопоставить им простое человеческое счастье:
«И вот на этом геополитическом разломе сегодня находится Беларусь — единственное спокойное звено в центре Евразии, живущее своим умом. Поэтому сегодня на разрыв! И Россия боится нас потерять: ведь, кроме нас, у нее не осталось по-настоящему близких союзников. И Запад в последнее время стал проявлять к нам все более предметный интерес. Да и Китай всерьез рассчитывает на стабильность своего друга».
И вот тут уже становится интересно. Лукашенко, по сути, с порога начал шантажировать Россию: дескать, мы единственный союзник, рядом с Россией никого, а вот Белоруссия – красавица на выданье, ее все хотят, так что надо бы повысить уровень поддержки Минска Москвой.
Белорусский конфедеральный округ
Про эту поддержку, правда, не было сказано ни слова: напротив, несведущий слушатель мог решить, что это Россия живет за счет Белоруссии. В самом деле, как еще интерпретировать такое:
«Высокая внешняя зависимость от одной-двух стран ставит нас в уязвимое положение, если не сказать больше. Из-за торговых войн, несправедливых цен, дорогих кредитов страна потеряла $9,5 млрд экономического роста за пять лет… От нефтяных разборок с Россией бюджет недополучил 1,5 млрд белорусских рублей…»
Эти мантры белорусский лидер повторяет из года в год, и даже Владимиру Путину пришлось однажды осадить «друга Лукашенко», озвучив объем российской помощи Белоруссии. По его данным – не голословным, а подтвержденных фактами в виде льготных процентов по кредитам, особой цены на газ, беспошлинной продажи нефти – за 2011-15 годы российский бюджет недополучил ради Белоруссии 22,3 млрд долларов: «Все это является не чем иным, как прямой и косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства.
Впоследствии объем этой поддержки несколько сократился ввиду наложенных на Россию санкций, и именно эту «недостачу» привыкший к обильной поддержке белорусский президент считает «потерей бюджета», хотя правда заключается в том, что он так и не научился наполнять свой бюджет самостоятельно. В своей речи Лукашенко пообещал наконец сделать это к 2025 году, но никаких объективных предпосылок к этому, увы, не видно.
Белоруссия научилась зарабатывать на санкциях против своего союзника, никак не препятствуя контрабанде «санкционки». Белоруссия продает России свою бытовую технику, для которой наша бедная страна стала единственным источником сбыта: если мы построим пару заводов в Смоленской и Иркутской областях, «Атлантам» и «Гефестам» более некуда будет податься. Россия обеспечивает половину белорусского экспорта и импорта, тогда как в российской торговле соответствующие доли Белоруссии не превышают пяти процентов, то есть партнер важный, но не критически важный. А если бы санкции с России были сняты, белорусское сельское хозяйство могло бы просто рухнуть: поставки в нашу страну для него критичны.
Таким образом, с экономической точки зрения Белоруссия является дотационным регионом России. Политический интерес Запада к Минску действительно присутствует, но вот «покупать белорусское» в Евросоюзе почему-то не рвутся.
Все на выборы!
В своей речи Лукашенко несколько раз рассказал о союзнической верности Минска Москве, но так и не смог объяснить, в чем эта верность состоит. Крым и Абхазию Лукашенко не признал, с украинскими властями дружил и в самые тяжелые времена их противостояния России, тонны грязи на российскую политику выливает… Не из тех ли он друзей, от которых надо беречься пуще, чем от врагов?
Много еще разного было в речи: и ритуальные угрозы возврата к девяностым годам, и обвинения спецслужб всего мира в борьбе с ним, Лукашенко, и цифры вымирания ближайших соседей (президент горд тем, что население Белоруссии сокращается медленнее, чем на Украине) – и, наконец, полная убежденность белорусского лидера в том, что честные люди всех стран желают ему победы на выборах:
«Миллионы изумленных и заинтересованных глаз народов Узбекистана и Таджикистана, Казахстана и Туркменистана, Кавказа, братских нам России и Украины воистину в эти дни обращены к нашей Родине, к нашей многострадальной Беларуси. В их взглядах один вопрос: «Выдержит ли Беларусь? Сможет ли выстоять в этой гибридной схватке, в этой войне?» Они понимают: если белорусы рухнут, следующими будут они!»
* * *
Когда Александр Григорьевич заканчивал свое выступление, над деревней Шиши Белоярского округа Свердловской области поднялась исполинская радуга. И рядом с ней еще одна – поменьше. И небесным огням было в высшей степени наплевать вечерней росой на обещания маленького диктатора разжечь огонь земной от Минска до Владивостока. Не дотянется.