Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:47
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Можно ли делать покупки в Leroy Merlin?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Изнанка деятельности популярной французской сети постепенно выступает наружу

Сеть магазинов Leroy Merlin является одним из лидеров на российском рынке товаров для дома и ремонта. Правда, профессионалы, распробовав товар французского ритейлера, отказались от закупок в нем, но для широкой публики, которой плитка нужна «чтобы была», а перфоратор на пять раз в год, «Леруа» – очень удобный вариант.

Лицо Франции в России

Leroy Merlin – это не «Король Мерлин» (до титула короля легендарный волшебник не дослужился), а фамилии двух семейств-основателей сети, управлявших ею с начала XX века до конца 1970-х. Это был интересный, яркий торговый опыт – скажем, именно LM открыли первый в истории Франции магазин самообслуживания. Но с годами законы капитализма взяли верх над семейной романтикой, и сейчас магазины сети входят в мощную Groupe ADEO, которая поглощает конкурентов одного за другим: например, в 2010 году она присоединила и переварила итальянскую Castorama.

Так что в Россию в 2004 году пришла не просто новая сеть гипермаркетов, а активный, умный, не стесняющийся в средствах игрок. И местный управленческий персонал подбирался соответствующий.

Сеть активно расширяется в России, всей своей пиар-политикой демонстрируя полное благополучие. Однако не все так просто: похоже, в этом уютном омуте водятся самые настоящие черти. Они и стали инициаторами недобровольной отставки опытного управленца Венсана Пьер-Мари Жанти, который за восемь лет руководства «Леруа Мерлен Восток» (2011-2019) добился немалых успехов. Его убрали «по диагонали», с почетным повышением – теперь в группе ADEO он займется HR-проектом «Благополучие сотрудников», но понятно, что влияния и возможностей на этом посту существенно меньше, да и сам Жанти не скрывает, что намерен сосредоточиться на своих личных планах.

Надо сказать, во Франции внимательно следят за успехами и неудачами одного из главных национальных брендов. И именно французское издание Ps4france одним из первых забило тревогу: «Les magasins Leroy Merlin en Russie ont déjà fait l'objet d'une anti-notation particulière en raison du nombre de rappels négatifs venant des employés actuels et anciens. Beaucoup d'entre eux se plaignent des manifestations de corruption et des violations de l'éthique des affaires» – «Магазины Leroy Merlin в России понесли репутационные издержки из-за множества отрицательных отзывов от нынешних и бывших сотрудников, которые жалуются на проявления коррупции и нарушения деловой этики».

Да ладно, скажут наивные читатели, как так может быть, это же Франция, Европа с ее жесткими законами и прозрачной бухгалтерией. А читатели поопытнее улыбнутся и ответят: посмотрите вокруг, ребята, какая тут вам Франция, это Русь-матушка с ее обычаями.

Французская ватка

Летом 2018 года отличилась глава пресс-службы российского отделения Галина Панина, которая на своей странице в Facebook поведала друзьям и миру, что футбольные фанаты в процессе празднования победы России над Испанией якобы сожгли в Ново-Переделкино девушку. Факт обнаружения молодой женщины с тяжелыми ожогами был, позже она скончалась, но с футболом трагедия никак не связана. Бывает, мало ли кто постит «фейк-ньюс», в наше время трудно отличить правду от вымысла. Но госпожа Панина начала войну в комментариях со скептиками и сообщила, что своей непримиримостью «вскрывает ватку». Учитывая особое значение волокнистого вещества из хлопка в политической терминологии России, это оказалось репутационным самоубийством. Во избежание акций типа «Я не покупаю в Leroy Merlin» Паниной указали на дверь.

И, может быть, зря. Сожжение девушек действительно не входит в традиционные обряды даже самых диких российских фанатов, но, похоже, невольная распространительница фейка была хорошим пиарщиком. Потому что после ее ухода внутренние язвы российского отделения корпорации начали вылезать наружу.

Подозрения в откатах и контрафакте

Так, менее чем через год после ухода Паниной в прессе, в том числе французской, начали полоскать имя Светланы Конюховой, директора направления «Сантехника и Плитка» центрального офиса «Леруа Мерлен» в Москве. Упоминается также имя директора по закупкам российской сети Андрея Симкина. Еще с советских времен острого дефицита у нас придают едва ли не сакральное значение сантехнике и плитке, которые надо было «доставать» через знакомых. И для компании это, безусловно, одно из ключевых, стратегических направлений.

Так вот, многие ушедшие из «Леруа» сотрудники в своих раздраженных отзывах поминают именно Конюхову как далеко не самого лучшего руководителя, заботящегося более о своих интересах, нежели о благе компании. «Версия» приводит один из таких отзывов: «В каждой категории есть привилегированные поставщики. Особенно такой подход развит среди поставщиков смесителей и мебели для ванных комнат, в которых Светлана принимала непосредственное участие. Она подбирала товары, которые потом должны были закупаться в обязательном порядке руководителями направлений. Особо приближенные поставщики ведут коррупционную деятельность в магазинах, предлагая деньги менеджерам и руководителям секторов за увеличение количества заказываемого товара».

Стиль, конечно, смущает: «ванные комнаты, в которых Светлана принимала участие» (стесняемся спросить, каким образом), но в «Леруа», да и, увы, в большинство российских СМИ принимают не за грамотность. Здесь мы видим совершенно типовое для России обвинение в «откатах» при закупках. Многими это вообще не воспринимается как преступление – «все так живут», но французские законодательство и этика гораздо строже смотрят на подобные шалости.

Двойные стандарты

Но есть и другие претензии к направлению сантехники и плитки. Автор упомянутой французской статьи говорит также о «la vente de produits de mauvaise qualité dans les magasins sous couvert de marques européennes», то есть о «продаже некачественной продукции под видом европейских брендов», и вот это уже гораздо более серьезный удар по репутации сети, который просто обязана была бы отразить нормальная пиар-служба. Как-то неловко получается, когда вместо итальянской плитки с признанной фабрики получаешь глиняное изделие из подвальчика дядюшки Ляо. Плитка – она, конечно, и в Шанхае плитка, но при упрощенной технологии производства ее устойчивость к внешним воздействиям оказывается существенно ниже, цвета размываются, рисунок сходит, плитка может расколоться даже от несильного случайного удара.

Из всех этих фактов и предположений ряд СМИ делает вывод: Жанти был отставлен, потому что знал про шалости подчиненных и терпел их. Возникает вопрос, почему же тогда не уволили и самих «шалунов», но ответ на него напрашивается: потому что они приносят прибыль. Но тогда получается, что Жанти виновен не в покрывательстве сомнительных схем, а скорее в утечке их подробностей в СМИ.

Что ж, двойные стандарты – не новость для взаимоотношений Запада и Востока. Но если французов хоть немного беспокоит репутация их страны в России, им следует провести публичное расследование по публикациям СМИ, чтобы мы могли понять: можно закупаться в Leroy Merlin или лучше обходить эти магазины стороной?

Нужно ли ограничивать цены на билеты в гостеатры?
Реклама