Российские власти признали, что не справились со стимулированием экономики
Вот, собственно, и всё. Начавшийся ровно пять лет назад экономический эксперимент можно считать завершённым. Правительство в лице ответственного за экономику вице-премьера Дмитрия Козака признало невозможность продолжения программы импортозамещения. Разумеется, сделано это окольными, максимально дипломатичными путями, но умеющие читать да прочтут.
В поручении, данном сразу пяти ведомствам, от Минпромторга до ФАС, Козак ставит задачу «заменить прямой запрет на участие иностранцев в госзаказе на другие способы поддержки отечественного производителя» – проще говоря, отменить запрет и в качестве декорации придумать что-нибудь другое, желательно не требующее бюджетных вливаний.
Напомним, в 2014-15 годах поэтапно вводились различные ограничения на закупки государственными структурами товаров и услуг иностранного производства при наличии российских аналогов. В список попали, например, изделия легкой промышленности – довольно забавно, учитывая, что чиновников высокого ранга в российской одежде, кажется, не существует в природе. Туда же относятся спецтехника, легковые авто, мебель (привет дочкам Собянина), программное обеспечение и многое, многое другое. Исключение – закупка у единственного поставщика, но с этой формой активно борется ФАС.
Сама ФАС, кстати, тоже, похоже, устала от борьбы. В службе поддерживают инициативу Козака. Вообще, против выступило только Министерство экономического развития, глава которого Максим Орешкин все решительнее шагает не в ногу со своими коллегами – так, например, в интервью «Эху Москвы» он предрек России крупные потрясения в 2021 году. Речь шла о кредитной нагрузке, но не заметить намека на парламентские выборы было невозможно.
Импортозамещение в сфере госзакупок (а это самая вкусная сфера для многих предпринимателей) держится сейчас на принципе «третий лишний». Если условиям тендера удовлетворяет только один российский поставщик, то иностранцы допускаются к нему без особых ограничений. Если хотя бы два, то иностранные предложения уже не рассматриваются.
Теперь предлагается отменить этот принцип, точнее, применять его только «в исключительных случаях». Проще говоря, государственная поддержка импортозамещения через госзакупки будет прекращена.
Причины этого предпочитают не называть, хотя они очевидны – низкое качество российских товаров по сравнению с зарубежными аналогами, а также давление китайских товарищей, которые хотят еще больше присутствовать на нашем рынке. Порой проще не заказывать вообще, чем у своих соотечественников, и так, похоже, думают во многих сферах. Иначе бы не встали в середине лета почти одновременно такие гиганты, как «Ростсельмаш» и «АвтоВАЗ». Сейчас модно ругать экономическую политику 1990-х, но даже тогда эти заводы худо-бедно работали.
Стало быть, что-то пошло не так. Кстати, и само слово «импортозамещение» уже исчезло из официального лексикона. Полтора года назад, шепотом и стесняясь, мы уже разрешили импорт яиц и куриных запчастей из США и Канады, сейчас активно наращиваем закупки молока и молочных продуктов к вящей радости новозеландских и аргентинских фермеров. А в официальных новостях – только успехи на зерновой ниве, где Россия действительно остается крупным экспортером, захватывающим рынки через благодаря низким ценам.
Почему мы не справились? Ресурсов у страны много, населения – наоборот, трудно ли обеспечить всех?
Оказалось, что трудно.
Одна из причин провала – продолжение монополизации производства, строго по заветам Карла Маркса, что даже немного странно в совершенно другую эпоху. Для применения принципа «Третий лишний» на многие товарные позиции по госзакупкам невозможно найти второго производителя – первый уже уничтожил всю конкуренцию. В числе прочего это заметно и в самой чувствительной, пищевой сфере. Содружество крупных поставщиков и федеральных торговых сетей убивает мелких конкурентов и в торговле, и в производстве, но как результат – снижается и качество, и количество продукции.
При этом налоги в России растут. Отмена налога на движимое имущество для организаций сполна компенсируется переходом на кадастровую (на деле – произвольную) оценку имущества недвижимого. Плюс НДС, плюс разнообразные сборы. У нас не скучно. Да, есть масса налоговых льгот, есть помощь экспорту, но до конкурентоспособности с теми же китайцами, устанавливающими близкие к нулевым налоги на экспортеров, нам далеко.
Что надо сделать?
Во-первых, признать, что эту войну мы проиграли. Можно даже вслух.
Во-вторых, как следует подготовиться к новому раунду противостояния. Для этого необходимо:
- сделать ФАС антимонопольной службой не выборочно, а на деле;
- не заморозить, а снизить налоги на производство, компенсировав это введением прогрессивного НДФЛ;
- продолжить череду расследований преступлений силовиков, отжимающих бизнес или шантажирующих предпринимателей;
- и самое трудное – перестать быть младшими партнерами в отношениях с Китаем.
В-третьих, переосмыслить суть экономического противостояния. Скажем, США – соперник в энергетической сфере, но более никаких экономических точек пересечения у нас нет, и ориентироваться на них как на главных соперников, – значит зря терять время. Если Россия реально стремится к автаркии, к самообеспечению, ей нужно защищаться не от врагов, а от союзников. От Белоруссии с ее селедкой, бананами и апельсинами. От Казахстана с его НДС в 12% и беспошлинной границей, позволяющей ввозить контрабанду тоннами, а если нужно, то и мегатоннами. От Турции, способной убить все производство овощей в России. От Таджикистана с его непрерывно размножающейся рабочей… не то чтобы силой, но массой. Ну и самым опасным из друзей, понятно, является Китай.
А импортозамещение жаль. Интересно все начиналось. Были шансы.