В 2012 году руководители госкомпаний отказались публиковать свои доходы. В 2019 году их примеру последовал Михалков. «А что, так можно было?», – недоумевают другие служащие.
Весна – время хлебное для охотников за сенсациями и компроматов: если цыплят считают по осени, то декларации государственных служащих публикуются в апреле-мае. И хотя самое вкусное, как правило, остается за рамками этих документов, на них тоже можно изрядно порезвиться.
24 мая опубликовал декларации своих сотрудников и Департамент культуры Москвы. А через несколько дней, распробовав закуски в лице Геннадия Хазанова (78 млн руб. дохода за 2018 год), Владимира Спивакова (73,5 млн руб.) и других, журналисты обнаружили, что главного-то блюда им не вынесли. В отличие от 2018 года, отсутствует декларация главы Государственного театра киноактера Никиты Михалкова.
Несмотря на свою близость к правящим кругам и государственным деньгам, Никита Сергеевич лишь однажды порадовал широкую публику своей декларацией: в 2017 году, находясь на все том же посту художественного руководителя ГБУК города Москвы Государственный театр киноактера, он заработал 529 млн рублей. Также режиссер задекларировал шесть домов, восемь квартир, 86 земельных участков общей площадью 30 квадратных километров, одну дачу, восемь гаражей и 11 «иного» площадью 3,2 тыс. кв. м. Много, но ничего сверхъестественного, имеет, в общем, право.
По доходам Михалков далеко не рекордсмен года (куда интереснее три миллиарда рублей Александра Хлопонина), а вот по размерам латифундии он, похоже, не только чемпион Москвы, но и один из российских лидеров. «Богато живёте, Никита Сергеевич, но экономно», – как якобы сказал режиссеру Владимир Путин, увидев сперва поместье Михалкова, а потом накрытый для дорогих гостей стол.
Между тем Никита Сергеевич Михалков живет во многом на наши с вами деньги: как руководитель бюджетного учреждения, как президент Совета Российского союза правообладателей, терроризирующего рестораны и собирающего «налог на болванки». Поэтому мы имеем право знать, как поживает руководитель столь высокого полета, на все ли ему хватает, не тесно ли в домике, не надо ли подкинуть еще немного деньжат.
Есть и еще одна важная причина, по которой декларации Михалкова следует публиковать ежегодно. Режиссер войдет в историю России как чистейший образец политической, скажем так, гибкости. «У него всегда претензия такая: на царя выйти», – метко замечал Михаил Горбачев. В свое время режиссер «выходил» и на самого Горбачева; впрочем, во время перестройки Никита Михалков отличался определённой независимостью суждений, не увлекся всеобщим «дранг нах вестен» – то ли по искренности убеждений, то ли из опасений потери влияния советским сановным кланом Михалковых-Кончаловских.
До 1994 года, до «Утомленных солнцем», он сохранял определенную позицию: в 1991 году защищал Верховный Совет от так и не подошедших войск ГКЧП, а в 1993 году поддержал Александра Руцкого в надежде, что тот скинет Ельцина. Но дальше – словно отрезало: два года спустя мятежный режиссер уже баллотировался в Госдуму от президентской партии «Наш дом – Россия». В 1996 году он получил благодарность президента Российской Федерации за активное участие в организации и проведении выборной кампании (был доверенным лицом Ельцина), а через двадцать лет, когда мода сменилась, с трудом подбирал цензурную лексику для характеристики Бориса Николаевича.
Не дай бог, уйдет сейчас Владимир Путин и начнутся его разоблачения – ждем Никиту Сергеевича позирующим рядом с Алексеем Навальным?
Все это тоже аргумент в пользу публикации доходов Никиты Михалкова, потому что такие суммы могут сыграть важную роль в ориентации подрастающего поколения на правильную модель поведения. «Делать жизнь с кого?» – ставил вопрос Владимир Маяковский и сам на него отвечал: «С товарища Дзержинского».
Этот ответ великого пролетарского поэта актуален и поныне, но мест в ФСБ на всех не хватит. Так может быть, делать жизнь с бывшего товарища, ныне господина Михалкова? Модель поведения проста, профит очевиден. Не стесняйтесь, Никита Сергеевич, подайте пример молодежи, чтобы она не раскачивала лодку, а смиренно любила всех властителей. Она должна знать, что плата за эту любовь бывает очень высокой. Так что ваши декларации внесут большой вклад в обеспечение стабильности страны и преемственности власти.