Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:27
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Кто и зачем атакует Александра Беглова: разбор публикаций СМИ

Опубликовано

Учимся выявлять признаки черного пиара

Странное наступило время. С одной стороны, отовсюду мы слышим про жестокую цензуру в России. С другой – невозможно укрыться от бесконечных расследований и разоблачений самых высоких персон, голая правда рвется из каждого утюга. С третьей – при ближайшем рассмотрении эта «правда» может не иметь ничего общего с реальностью, а быть чьим-то заказом, частью кампании «белого» или «черного» пиара.

И даже заканчивая читать очередной текст, часто трудно понять – правда это или вымысел, цензура или пиар, какие цели преследует и кому выгодно. Надо много лет проработать в СМИ, увидеть сотни таких кампаний, чтобы легко отделять зерна от плевел и понимать, где журналисты поработали чисто, а где попросту распространили текст, спущенный через отдел рекламы и маркетинга.

Но и непрофессионал может заметить некоторые признаки «заказа». С «белым» пиаром проще – если в крупном деловом СМИ или на федеральном телеканале появилось интервью совершенно неизвестного вам директора какого-нибудь «Газстройдревшлакснаба», можно быть почти уверенным, что этот уважаемый человек решил вложиться в свою узнаваемость. Если кампания будет проведена грамотно, через некоторое время его самого будут приглашать, уже без всяких невидимых миру соглашений, если нет же – деньги окажутся потраченными впустую.

Иное дело – «чернуха». Её характерные приёмы мы покажем на примере кампании, которая сейчас ведётся против временно исполняющего обязанности петербургского губернатора Александра Беглова, которого определённые силы, видимо, не хотят видеть победителем сентябрьских выборов в городе-регионе.

В первую очередь важно понимать, кому принадлежит издание – источник информации. Агрессивных, разоблачающих статей про Беглова довольно много, и кажется, что недовольны все. Но если присмотреться, то основные источники этих материалов находятся в двух группировках.

Так, ЗАКС.РУ, «Мой район» и «Новая газета в Петербурге» – крупные, уважаемые издания, связанные с холдингом «Медиа-СПб» Алексея Разоренова – тоже крупного, уважаемого медиакиллера.

А вторая группа атаки – это «МБХ-Медиа» Михаила Ходорковского, напрямую или негласно поддерживающее определённые СМИ и политические силы.

Если с интересом Разоренова всё ясно – он всегда чувствует, где можно заработать, – то с Ходорковским сложнее. Быть может, у него есть коммерческий заказ на Беглова, а может быть, это просто веление души –«замочить» кандидата, занимающего высокий пост.

Но действуют они примерно одинаковыми методами, за которыми несложно увидеть стилистику ангажированности. Как и любой крупный федеральный чиновник, Александр Беглов отчитался о своих доходах за 2018 год. 6 миллионов рублей – много, но это средняя губернаторская зарплата в стране. Заметка об этом в «Коммерсанте» появилась под нейтральным заголовком «Врио губернатора Петербурга Александр Беглов отчитался о своих доходах за 2018 год». «Мой район» же отработал творчески: заголовок «Беглов за минувший год заработал более 6 млн рублей» сопровождался подзаголовком уровня третьего-четвертого класса: «Достаток… Беглова в день равен свыше 16 тысяч рублей». У автора, Елены Владыкиной, проблемы с русским языком («равен свыше»), но суть задания она поняла верно.

Читаем дальше. Губернатор потребовал увеличить объемы ремонта тепловых сетей – инфраструктура у нас слабая, устаревшая. Тот же «КоммерсантЪ» спокойно пишет: «Беглов призвал увеличить объемы ремонта теплосетей в Петербурге… Врио главы города подчеркнул, что в год необходимо ремонтировать не менее 300 км сетей». Скучно, девушки? Читайте «Мой район»: «Трубы Петербурга рвались в нынешнем сезоне на 11% чаще». Чаще, чем что, анонимный автор не уточняет, но дальше становится понятно, что виноват Беглов – видимо, заступив на пост в октябре 2018-го, он первым делом принялся прорывать трубы. Хотя вопросы тут, безусловно, уместно задавать Георгию Полтавченко, а еще уместнее – соответствующему ведомству.

Хорошо. Вчера, 29 мая, Беглов дал старт пресс-конференции, посвященной конкурсу молодых управленцев «Мой город – мои возможности», а затем поехал на завод «Силовые машины», как то и было запланировано в его графике. Но в версии «Поребрика» и «Моего района» все выглядит так, будто врио отказался общаться с журналистами (хотя такое общение не было запланировано, поясняют в пресс-службе губернатора) и сбежал. «Александр Беглов ретировался от журналистов в ТАССе» – рвет шаблоны все та же Владыкина. «Беглов ушел с пресс-конференции, не ответив ни на один вопрос» – повторяет за ней загадочное «Поребрик.медиа», последовательно работающее в том же ключе.

Правильная атака в современных СМИ всегда поддерживается в социальных сетях: когда топовые группы и лидеры мнений начинают «перепощивать», простите за ужасное слово, одни и те же материалы, можно предположить, что идет организованная кампания. В нашем случае репосты упомянутых выше и многих других шедевров можно найти в молодежной группе «Весна», у городских депутатов Бориса Вишневского (он сам претендует на губернаторство) и Максима Резника. Они же поддерживают и цитируют москвича Алексея Навального, который имеет свое мнение о нуждах каждой точки России и, в частности, подчеркивает, что кампанию «За любого, кроме Беглова» нельзя не поддерживать.

Стоит отметить и «яблочного» политика Эмилию Слабунову, которая вообще заявила на страницах ЗАКСа о том, что Беглов «абсолютно не совместим» с Санкт-Петербургом. Уважаемый политик Эмилия Эдгардовна, безусловно, не глупый человек и прекрасно понимает, что не ей, уроженке Уфы, дети которой живут за границей, решать, совместим ли с чуждым ей Петербургом уроженец Баку Беглов, живущий в Северной столице с 1978 года. Но что-то же ее подвигло высказать такую нелепость? Будем надеяться, что всего лишь политическая солидарность с коренным питерцем Борисом Вишневским.

Итак, два центра атаки, два куста формальных и неформальных СМИ, подкрепленные несколькими Telegram-каналами и тысячами быстрых перепостов в популярных социальных сетях. Удивительно, конечно, как быстро Беглов успел перейти дорогу неведомым заказчикам кампании черного пиара, зато нет ничего удивительного в синхронной и слаженной работе исполнителей. Все это, к сожалению, давно отработано и стало частью нашей повседневной жизни.

Расположенная в Москве редакция INFOX.ru не имеет никаких предпочтений на выборах губернатора Санкт-Петербурга и надеется, что они пройдут в красивой джентльменской борьбе без грязных приемов с той или иной стороны.

Реклама