Политическая карьера самого молодого вице-премьера медведевского правительства закончена, но экономическая, кажется, в самом разгаре.
Оборотная сторона дружбы
Хорошо иметь много друзей и родственников! Принципиальным одиночкам куда труднее подниматься наверх – много ли получилось бы у Аркадия Дворковича, если бы он родился в семье простого слесаря, а не объездившего весь мир шахматного судьи, друга Гарри Каспарова? Но есть и минус – порой друзья могут потянуть за собой на дно. Еще один шахматист, швейцарский патриот России Владимир Крамник, например, слишком близко и слишком недальновидно дружил с братьями Кличко, что поставило крест на его шансах сделать карьеру в российской или хотя бы шахматной политике. А Дворковича лишил поста вице-премьера его однокурсник по МГУ Зиявудин Магомедов. Вообще, конечно, поразительно, что сразу два выпускника 1994 года проявили таланты государственного уровня именно в области грузовых перевозок.
И когда разразился скандал вокруг группы «Сумма», консолидировавшей предприятия, связанные с железнодорожным и водным транспортом, кого-то чрезвычайно влиятельного (для перечня вариантов хватило бы пальцев двух рук), наконец, озадачило, почему это однокурсник государственного служащего, действительного государственного советника 1-го класса (это генеральское звание Дворкович получил в 32 года) добился значимых успехов именно в той отрасли, которую курирует его однокашник, земляк супруги Дворковича Зумруд Рустамовой.
Семейные члены советов
Telegram-канал (запрещенный в России способ коммуникации) «Методичка» напоминает и о другой шалости вице-премьера. Когда в 2015 году Александр Несис создавал свою Объединенную вагонную компанию (ОВК), в ее совет директоров вошла та самая Зумруд Рустамова. Еще раз: супруги одновременно были членами советов директоров фактического заказчика (государственной компании) и крупнейшего подрядчика. Добавим, что одновременно с этим Дворкович был вице-премьером, отвечавшим в правительстве в том числе и за транспорт. Коррупциогенность (мы не говорим «коррумпированность») этих отношений не показалась очевидной ни главе правительства Дмитрию Медведеву, ни новому президенту РЖД Олегу Белозерову, сменившему в те памятные дни легендарного Владимира Якунина.
Объединенная вагонная компания, как нетрудно догадаться, производит вагоны. Вагоны в России могут быть нужны только железнодорожному монополисту (находится в 100%-ной собственности Российской Федерации), его «дочкам» и партнерам. Основные доходы монополист извлекает из грузовых перевозок, пассажирские часто называют убыточными, хотя авторитетные аудиторы к исследованию этого вопроса не привлекались (или, что скорее, их выводы не публиковались).
ОВК была создана в аккурат под государственную программу модернизации грузового подвижного состава, и курировал эту программу именно Дворкович. Уж неизвестно точно, он или кто-то другой настоял на закупке более чем 100 тысяч вагонов с повышенной осевой нагрузкой у ОВК, но только обернулась эта закупка скандалом. Федеральная антимонопольная служба не нашла ничего умнее, чем проверить, на что были потрачены 230 миллиардов рублей, и выяснила, что главным преимуществом продукции входящего в ОВК Тихвинского вагоностроительного завода является пониженный тариф на порожний пробег, введенный для этих вагонов Федеральной службой по тарифам еще в 2013 году, до формирования ОВК. Основанием для снижения тарифа были «меньшее воздействие инновационных вагонов на путь, увеличенный межремонтный пробег и пониженный расход энергии», но доказательств этих преимуществ никто не предоставил. Впрочем, ведомству Игоря Артемьева в очередной раз указали тогда на его место – конкурентное преимущество у «инновагонов» осталось.
[INCUT-L]
Домой, в шахматы!
По всей видимости, Аркадий Дворкович, в не очень понятном статусе курирующий сейчас инновационный центр «Сколково», в скором времени возглавит Международную шахматную федерацию – непотопляемый Кирсан Илюмжинов получил уже столько пробоин, что все равно не утонет, но пользоваться им впредь совершенно невозможно. В мировых шахматах денег сейчас мало – старший товарищ Дворковича Гарри Каспаров распугал всех спонсоров. Но Зумруд Рустамова, несмотря на подмоченную в ОВК репутацию, останется профессиональным членом Советов директоров (в ее портфолио такие компании, как ГК «ПИК», аэропорт «Шереметьево», Магнитогорский металлургический комбинат, «Полюс-Золото»…).
Так что Аркадий Владимирович, который, кстати, и по сей день остается членом Совета директоров РЖД, при желании без проблем сможет содержать все мировые шахматы, как это делал в свое время Кирсан Илюмжинов. И это, думается, единственная реальная польза, которую способен принести мирозданию профессиональный инноватор, специалист по транспорту, ставленник и куратор дагестанского бизнеса Аркадий Дворкович.