Проблемы в отношениях с Россией стали элементом внутриполитической возни в Великобритании, при этом цинизм лейбористской оппозиции перешел все возможные границы.
Оппозиционные британские партии лейбористов и либеральных демократов заинтересовались собственностью – в первую очередь недвижимостью – «потенциально коррумпированных» граждан России или выходцев из нашей страны. Лидеры оппозиции полагают, что имущество россиян должно быть изъято, если они не могут внятно объяснить его происхождение. Такое требование было выдвинуто в рамках поиска «асимметричного ответа» на отравление бывшего чекиста Сергея Скрипаля и его дочери, которое, как полагают в Великобритании, было совершено по указу Москвы.
Лейбористы и либералы оценивают общую стоимость британской недвижимости сомнительных россиян примерно в 1,1 млрд фунтов, хотя и признают, что реальные объемы намного больше, но далеко не всех владельцев можно достоверно установить из-за использования ими офшорных схем. Сохранение этих возможностей, к слову, традиционно ставится в вину премьер-министру от консерваторов Терезе Мэй.
Британское правительство уже анонсировало введение так называемых антикоррупционных мер, которые получат название «списка Магнитского» – как и принятый в 2012 году американский закон, инициировавший преследование лиц, ответственных за смерть гражданина США Сергея Магнитского в российском СИЗО. Благодаря новым правилам правительство Великобритании получит возможность запретить инвестирование в страну денег из России, предположительно полученных нечестным путем. Однако оппозиция называет это полумерами и требует разобраться с уже купленными или построенными особняками россиян, свободно обсуждающих в Высоком суде Лондона термины krysha и dolya.
Лидер либеральных демократов Винс Кейбл полагает, что давление на Россию следует усилить через проверку всех российских инвестиций в Великобритании. Если владелец какого-либо имущества считается политически неблагонадежным представителем стран за пределами ЕС, он, по мысли политика, должен предоставить Лондону исчерпывающие сведения об источниках средств на приобретение этих активов. В противном случае правительство должно иметь право поставить в суде вопрос об изъятии имущества, полученного криминальным путем. Чтобы облегчить эту задачу, The Guardian подготовила схему расположения лондонской недвижимости нескольких очень влиятельных россиян.
Кейбл приводит в пример первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова, которому якобы принадлежат две квартиры на лондонской улице Уайтхолл – кстати, возле здания британского Министерства обороны. Это тот самый Шувалов, который катает собачек на частном самолете не скрывает своего презрения к российскому плебсу: «Кажется смешным, но люди приобретают такое жилье» (конурки по 20 кв. м, на большее у многих нет денег). Квартиры на Уайтхолле, отнюдь не по 20 метров, куплены в 2014 году за 11,4 млн фунтов некоей компанией, которую российский оппозиционер Алексей Навальный называет связанной с Шуваловым. Доходы вице-премьера в том же году составили эквивалент 112 тыс. фунтов стерлингов.
«Премьер-министр (Великобритании. – Ред.) должен потребовать от этих олигархов, которые, безусловно, должны считаться политически разоблаченными людьми, чтобы они объяснили происхождение своего состояния в письменной форме с приложением документов. Если эти ответы не будут получены или будут признаны неудовлетворительными, власти должны безотлагательно изъять эти активы» – грозно вещает Кейбл.
Джон Макдоннелл, теневой канцлер лейбористской оппозиции, сказал, что необходимо «ударить российскую элиту по кошельку». По его мнению, «прозвенел звонок для российских олигархов, которые, по сути обманывают русский народ и используют британский финансовый сектор, чтобы скрыть свои коррупционные доходы».
Лейборист хочет, чтобы правительство выполнило обещания, сделанные предыдущим премьер-министром Дэвидом Кэмероном, согласно которым Британские Виргинские острова и другие заморские территории должны ввести регистры государственной собственности и заставить тех, кто владеет британской недвижимостью через оффшорные компании, идентифицировать себя быстрее, чем в 2021 году – именно такую дату установило правительство в прошлом месяце. Отметим, что массовое использование коррупционерами всего мира безопасного виргинского офшора приносит британской короне огромные прибыли – поэтому правительство и пытается отдалить момент обязательной идентификации владельцев всех этих сомнительных компаний.
Билл Браудер, британский адвокат, который организовал кампанию за введение антироссийских санкций после смерти Магнитского, поддержал оппозицию: «Мы видим полную и абсолютную неспособность британского правительства решить эту проблему», – заявил он.
Пожилая лейбористка Маргарет Ходж уверена, что решение об изгнании части российских дипломатов оказалось недостаточным: «Не было бы гораздо эффективнее прекратить использование Россией Великобритании в качестве безопасного убежища для хранения незаконно нажитых богатств?» – риторически вопрошает она.
Ходж привела впечатляющие цифры. Он показал, что в самых престижных районах Лондона – Кенсингтоне и Челси – число избирателей с 2010 года уменьшилось на 10%, тогда как в целом британский электорат вырос за это время на 3%. То есть недвижимость достаточно быстро переходила в руки богатых иностранцев, среди которых особенно много арабов и россиян.
2010 год как точка отсчета выбран не случайно – именно тогда лейбористы потеряли власть в Великобритании, уступив резиденцию на Даунинг-стрит консерваторам. Лейбористы пытаются сделать вид, что при них-то все было хорошо. Они возглавляли Великобританию с 1997 по 2010 год, когда сотни миллиардов фунтов из России перекочевали на Туманный Альбион – и ничего не сделали для прекращения этого потока. При лейбористах погиб Александр Литвиненко – и они ограничились всплеском антироссийской риторики. Премьер-министры Тони Блэр и Гордон Браун много говорили о повышении инвестиционной привлекательности страны, охотно встречались с теми самыми русскими инвесторами, которые теперь «внезапно» оказались коррупционерами. Нет, они правда считали, что в России сейчас можно честно заработать крупное состояние? Да плевать им было, лишь бы деньги текли в страну.
А теперь, оказавшись в оппозиции, эти господа решительно переобулись. На самом деле, конечно, никакого дела до нас им нет, никого не интересует активное разграбление России господами инвесторами. Лейбористы и либерал-демократы просто используют внешнеполитический кризис для набора политических очков для очередных выборов. Им нужна власть, и если ради ее захвата Кейблу или Макдонеллу потребуются «русские хакеры» – можете не сомневаться, эти ребята договорятся между собой.