Известная телеведущая со сложной личной жизнью, которая внезапно стала лицом отечественного спорта, находится на очередном перепутье.
Женщины на российском олимпе – будь то в политике и бизнесе – всегда существа очень своеобразные. Почти нет у нас скучных правильных министров и директоров – у каждой даже при поверхностном осмотре обнаруживается множество интересных скелетов в бэкграунде. Тина Канделаки – не исключение. Она вроде бы и не политик, и не вполне бизнесвумен, но вращается только в тех кругах, где принимают важные решения и называют серьезные суммы.
Тинатин во дворянстве
Тинатин Гивиевна родилась в Тбилиси 10 ноября 1975 года. Говорит, что происходит из старинного дворянского рода, а фамилия ее – греческая. Неизвестно, насколько это соответствует истине, но семья ее была более чем элитной: директор овощной базы и врач-нарколог – лучших родителей в СССР просто невозможно было себе представить. Брак ее родителей, кстати, смешанный – грузинский потомок греческих кровей женился на армянке. Формула братства народов оказалась удачной – Тина выросла удивительно эффектной девушкой.
Девочку отправили в школу для детей военных – там учили на русском языке, и уровень преподавания был повыше, чем в типичных грузинских учебных заведениях. После школы Тина пошла учиться на пластического косметолога (еще одно золотое дно по тем временам), но, получив пару подработок на радио, перевелась на факультет журналистики Тбилисского госуниверситета.
Как и любая видная, богатая семья в Грузии, Канделаки довольно тесно общались с людьми, чья жизнь проходит по обе стороны закона. Тина со свойственной ей романтичностью вспоминает о коротком романе с криминальным авторитетом, а перевод в университет ей оформил никто иной как Гиви Таргамадзе, будущий главный герой фильма «Анатомия протеста» (якобы финансировал Удальцова). Когда вышел сей киношедевр, Канделаки могла оказаться в неудобном положении – скажем, ехидная Ксения Собчак потребовала снять новую ленту, о взаимоотношениях Канделаки и Таргамадзе. К счастью, «неудобное положение» – это не про Тину, ей удавалось без ущерба для репутации выпутываться и из куда более неприятных ситуаций.
Но Грузия начала 1990-х была не самым лучшим и, главное, совершенно бесперспективным местом. В 1995 году 19-летняя Тинатин уезжает завоевывать Москву.
Полет к славе
Первые годы Канделаки в Москве – это работа везде, где придется. Сложно перечислить все радиостанции и телеканалы, в кулуарах которых раздавался стук каблучков миниатюрной брюнетки. К середине двухтысячных выяснилось, что какая-никакая известность у нее уже есть, хотя лучший пиар пришел оттуда, откуда не ждали.
25 ноября 2006 года один из самых богатых людей России, 40-летний олигарх Сулейман Керимов не справился с управлением во французской Ницце. Автомобиль влетел в дерево и загорелся, господина Керимова госпитализировали в тяжелом состоянии. Сразу пошел слух, что в машине была еще и очаровательная незнакомка, которая предпочла остаться инкогнито. Канделаки, которая была тогда замужем за Андреем Кондрахиным, на следующий день не пришла на эфир «Эха Москвы», сообщив Алексею Венедиктову, что заболела свинкой. Но слухи подавить не удалось: через несколько дней Тине пришлось признать очевидное, а «свинка» в итоге обернулась двумя изящными татуировками на местах ожогов. Брак Канделаки и Кондрахина распался в 2010 году.
Первые политические заявления от Канделаки раздались в 2007 году – она назвала президента родной Грузии Михаила Саакашвили средневековым тираном за разгон демонстраций в центре Тбилиси. Через некоторое время она проявила необычную для себя последовательность и участвовала в митинговой активности 2011–12 годов в Москве – уже в качестве члена Общественной палаты и члена группы по государственному образовательному стандарту при Министерстве образования.
Надо, кстати, сказать, что примером хорошего образования Канделаки так и не стала. Бросив Тбилисский университет ради переезда в Москву, она почти десять лет нигде не училась, и получила диплом (престижного факультета международных отношений непрестижного РГГУ) только в 2008 году, уже будучи полноценной телезвездой. Судя по графику ее работы, вряд ли студентку Канделаки часто видели в стенах альма-матер.
Апостол спорта
С 2011 года начинается история той Канделаки, которую мы знаем сейчас. Она присоединилась к малоизвестной PR-компании Василия Бровко «Апостол» и привела с собой очень крупных клиентов. Деятельность обновленного «Апостола» очень быстро попала под перекрестный огонь критики: скажем, Алексей Навальный критиковал агентство за получение подрядов без должных конкурсов и по странным процедурам, а ряд СМИ обнаружил, что «апостольские» методы «продвижения в социальных сетях» чрезвычайно напоминают создание армии ботов, всеми способами защищающих нужные точки зрения и затаптывающих оппонентов числом и наглостью. Позднее «Апостол» оскандалился при работе над логотипом «Новой Москвы» – 15 миллионов рублей были потрачены на адаптацию бесплатного графического шаблона. Впрочем, это никого не удивило: за пару лет до этого случившееся с помощью интеллектуалов «Апостола» переименование «Ростехнологий» в «Ростех» обошлось государству почти вдвое дороже.
К слову, одним из главных клиентов «Апостола» неформально была сама Канделаки – сотрудники агентства немало сделали для дальнейшего продвижения ее светлого образа, и на этом направлении они точно не халтурили. Известность Тины в 2010-х постоянно росла.
В 2015 году – говорят, по личному предложению Владимира Путина – известная своей любовью к спортзалу Канделаки получила пост генерального продюсера нового телеканала «Матч ТВ», который должен был вывести российское спортивное вещание на новый уровень. Публика с большим интересом наблюдала за случившимся сразу после этого конфликтом телекомментатора Василия Уткина с Тинатин Гивиевной, и надо сказать, что прожженный дипломат Канделаки победила опытного, но неуравновешенного оппонента блестящим нокаутом. Сперва Уткин публично заявил, что «работать под руководством Канделаки унизительно», затем принял ее предложение о работе, а уволиться был вынужден вскоре после действительно безобразной работы по матчу «Байер» – «Барселона» в декабре 2015 года.
К сожалению, эта комбинация стала единственным успехом Канделаки в «Газпром медиа холдинг», которому принадлежит телеканал. Огромные вложения не привели к завоеванию серьезной части аудитории; канал последовательно выводил за штат лучших журналистов, а потом и избавлялся от них; колоссальные убытки нельзя рационально объяснить без дополнительных расследований.
«Ум» человека оценивается чаще всего субъективно, но хорошо знающие Тину люди сходятся на том, что бывшую ведущую телепередачи «Самый умный» никак нельзя назвать разносторонне образованным человеком с широким кругозором. Козыри Канделаки – самоуверенность, напор и крайне ценное умение не краснеть, даже излагая в глаза собеседнику полнейшую ересь. Об этом хорошо знают сотрудники портала Sports.ru, вступившие в безнадежную судебную войну с «Матч ТВ» с взаимными обвинениями в воровстве контента.
Ведь Тина никогда не теряется и, вслед за высоко ее ценящим Владимиром Путиным, в ответ на неудобные вопросы сразу переходит в контратаку. Оппоненты нашли в базе СПАРК сведения об убытке «Матч ТВ» в 1,7 млрд государственных рублей? Комментарий был убийственно лаконичным: «Перепроверяйте факты!». Ее справедливые слова о Юрии Дуде «он разговаривает в коннотации человека, который всегда прав, все знает, все ярлыки навешал» точно так же являются точной характеристикой и самой Тинатин Гивиевны.
Декларация о замужестве
Семейные дела Канделаки всегда были сложны, но надо отдать ей должное: несмотря на огромное количество слухов, в неудобной ситуации она была лишь два дня за все годы – между фразой о свинке и признанием своего присутствия в Ницце. Примерно с 2011 года Тина живет с Василием Бровко, ныне топ-менеджером «Ростеха», но только в 2016 году она впервые публично употребила слово «муж». Ни белого платья, ни пышной свадьбы – и это Тина, королева пиара!
Впрочем, в декларациях о доходах Василия Юрьевича супруга фигурирует уже несколько лет. И она зарабатывает существенно больше мужа, который моложе нее на 12 лет: в 2015 году получила 70 млн руб. против 16 млн у Василия, год спустя оба «просели»: 7 млн против 31 млн. Недвижимого имущества у Василия вообще нет, только скромная квартирка «в пользовании», тогда как на Тинатин записаны участок, дом и две квартиры (одна из них – площадью 341 кв. м). Если Василий передвигается на Bentley Continental GT и Audi A5, то Тина в 2015 году каталась на Audi Q7 и Lamborghini Gallardo, а в 2016-м от Audi избавилась.
* * *
Что дальше? Канделаки 42 года, одной красотой в этом возрасте уже не обойдешься, благо сзади подпирают еще менее разборчивые конкурентки. С «Матч ТВ» ей необходимо уже не уходить, а убегать – думается, Канделаки так и сделает после освоения каналом медийного бюджета чемпионата мира по футболу. Назвать Тину плохим менеджером нельзя – умение пообщаться с нужными людьми и получить нужный контракт по-прежнему при ней, – поэтому наверняка не одна серьезная организация захочет видеть ее своим топ-менеджером. Но нам кажется, что заслуженному журналисту Чеченской республики пора уже идти во власть – не через декоративную Общественную палату, а, например, на позицию заместителя министра культуры в новом правительстве, которое будет сформировано после выборов президента. Хорошо подвешенный язык и полное отсутствие комплексов помогут ей удачно оттенять вялого Владимира Мединского. А вот в Министерство образования Канделаки, считающую себя экспертом в этой области, лучше не пускать. Там после Фурсенко и Ливанова и так выжженное поле.
Еще один вариант – возвращение в родную Грузию. В 2012 году ее уже сватали на пост вице-премьера в правительстве «Грузинской мечты», но тогда Тина считала, что делает большую политику в России. Может быть, ей подошла бы должность посла – причем даже не столь важно, России в Грузии или наоборот? Если бы Тине – с ее-то дипломатическими способностями – удалось сделать что-то для нормализации отношений между двумя странами, все прошлые неудачи были бы мгновенно забыты, и она, едва ли не впервые в жизни, принесла бы реальную пользу не только себе и своему окружению.