Первые одомашненные лошади появились к востоку от Урала 5,5 тыс. лет назад. Люди энеолита научились их доить и объезжать. Британским ученым удалось даже найти следы молочных жиров на посуде в Северном Казахстане.
Британские исследователи выяснили, что лошади были одомашнены на тысячу лет раньше, чем считалось ранее. Сотрудникам университета Эксетера удалось отследить признаки доместикации в энеолитической ботайской культуре, представители которой обитали на территории современного Северного Казахстана.
Археолог Алан Аутрем из Эксетера нашел следы доместикации, которым 5,5 тыс. лет. Цифра установлена на основании датировки костей лошадей, элементов упряжи и молочных липидов.
Аутрем проанализировал найденные в казахских поселениях древние кости копытных и увидел сходство между строением скелета ботайских лошадей с животными, одомашненными в бронзовый век в Европе. В то же время ботайские лошади сильно отличались от своих диких собратьев того же региона. Аутрем считает, что люди энеолита отобрали лучших копытных из-за их физических свойств, а затем усилили ценные для себя свойства с помощью селекции. Историки Эксетера использовали инновационную технологию по распознаванию следов, оставленных зубами лошади на удилах. Как сообщается в пресс-релизе университета, Аутрем обнаружил повреждения зубов, которые копытные получили именно в результате ношения костяных и волосяных удил. В ботайских поселениях также удалось раскопать фрагменты упряжи, застежки пут.
Молоко и прогресс
На керамике ботайской культуры Аутрем обнаружил следы молочных и мясных жирных кислот, которые генетически указывают именно на кобыл. Ученые полагают, что в четвертом тысячелетии до нашей эры древний человек уже мог лакомиться примитивным кумысом наподобие того, что и сегодня пьют в Казахстане.
«Известно, что одомашнивание лошадей имело огромное социальное и экономическое значение, привело к развитию транспорта, коммуникаций, увеличило количество производимых продуктов питания и оружия. Наше исследование доказывает, что лошадь была одомашнена на тысячу лет раньше, чем считалось ранее. Это важно, ведь это изменяет наше представление о развитии древних обществ», -- подвел итог Аутрем.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science.
Версия американских ученых
Британским историкам помогли коллеги из США. Сандра Олсен из Музея естествознания Карнеги в Питтсбурге участвовала в раскопках в Казахстане с 1994 по 2002 год и исследовала поселения ботайской культуры Красный Яр и Васильковка.
Сама археолог не была склонна видеть в ботайских находках сенсацию. По ее мнению, лошади были впервые одомашнены на Украине и в западных регионах России, а затем уже их хозяева мигрировали в степи Казахстана.
Другую точку зрения отстаивают казахские ученые. Они солидарны с Аутремом и видят в своих степях колыбель коневодства.
Петроглифы с лошадьми
В декабре они обнаружили в горах Каратау наскальные изображения андроновской культуры. Доктор исторических наук Алексей Марьяшев из Института археологии Алма-Аты рассказал корреспонденту Infox.ru, что в урочище Арпаузень археологи нашли сцены охоты на лошадиных упряжках и колесницах эпохи бронзы. Носители андроновской культуры населяли степи Казахстана около 4,4-3 тыс. лет назад. «Получается, что изображена охота на тех животных, которые важны для человека, которые стали священными. Мы находим сцены, где в такой охоте на разных животных звездочками обозначены рога священных животных. Или же изображение быка, а на концах его рогов -- кольца, то есть священные символы. Или же находим изображение быка, а на нем стоит солнцеголовое божество с лучами вокруг головы», -- рассказал Марьяшев.
Носители андроновской культуры украсили скалы Каратау сценами боя, фигурами воинов при полном вооружении и двухметровых верблюдов, сценами поклонения.
Марьяшев напомнил, что Казахстан отличается не только количеством памятников, но и их качеством. «Там очень богатый материал для осмысления и выделения отдельных стилей, пластов, этапов зарождения этого искусства, его расцвета и постепенного угасания. Кроме того, в Казахстане имеется множество рисунков, которые подновлены. Начинаешь смотреть сцену с пиками. Воины, всадники как будто бы тюркские. Присматриваешься, а всадники-то подрисованы. А лошади старые -- эпохи бронзы. И так выясняется преемственность этого искусства, его эволюция и его постепенное угасание», -- добавил Марьяшев.