Федеральная антимонопольная служба заявила о намерении постепенно отказаться от перекрестного субсидирования стоимости электроэнергии.
Льготы для физических лиц, по мнению подчиненных Игоря Артемьева, должны постепенно снижаться вместе с тарифами для предприятий.
ФАС ищет справедливость
Главным различием внешне схожих экономических структур России с одной стороны – и США и Евросоюза с другой является подход к распределению налоговой и тарифной нагрузки. Запад старается уменьшить давление на бизнес, особенно на производство – порой и за счет граждан. Каждый за себя – это принцип личной ответственности: любой немец или американец независимо от своего желания умеет заполнять налоговые декларации и четко знает, что дороже двух дней просрочки ему обойдутся только неверные сведения.
В России, напротив, мягкие налоги и тарифы для граждан компенсируются высокими требованиями к бизнесу; более того, даже личные налоги и взносы за россиян платят их работодатели. Это принцип патернализма: более сильные заботятся о неразумных слабых независимо от желания этих слабых.
Практически все тарифы естественных и противоестественных монополий для физических и юридических лиц в России заметно различаются. Один и тот же киловатт-час, один и тот же джоуль, один и тот же гигабайт, один и тот же километр в пути обходятся предприятиям существенно дороже, чем гражданам. Хотя, казалось бы, экономические правила требуют скидки как раз для оптовиков. К тому же когда предприятие разорится из-за высоких тарифов на электричество, уволенного сотрудника вряд ли утешит низкая стоимость киловатт-часа на его личном счетчике.
Пытаясь устранить эту несправедливость, ФАС настроена хотя бы минимизировать льготы для отдельных категорий граждан. Жители сельской местности и обитатели домов с электроплитами платят за электричество на 30% меньше остальных. В эту же категорию попадают садоводческие кооперативы, военные гарнизоны и даже самое святое – религиозные организации. На них-то и покусилась ФАС. Антимонопольщики предлагают сокращать льготу на 1 процентный пункт раз в год в течение 10 ближайших лет, доведя ее в итоге до 20%.
С купеческим размахом
Никто не знает реального объема перекрестного субсидирования в России. В Минэнерго говорят о 368 млрд руб. в год, в ФАС – о 230 млрд руб. Одно это много говорит о качестве управления экономикой в России: люфт в 138 миллиардов – обычное дело для нас, хотя разница превышает годовой ВВП небольшой африканской страны типа Либерии.
Удивительно ли, что экономический эффект от сокращения льгот участники рынка оценивают в «10–20 миллиардов рублей за 10 лет»? Счастливая страна, способная округлять экономические показатели до десятков миллиардов!
Проблема в том, что никто не знает и реальной себестоимости одного киловатт-часа в России. Генерирующие компании, принадлежащие особам, приближенным к власти, всеми силами ее завышают, а политической воли беспристрастно разобраться в ситуации нет (когда тот же Артемьев попытался сунуть нос в газовое ценообразование, он тут же получил публичный щелчок по этому носу от Владимира Путина). Электроэнергия для населения в России по европейским меркам дешева даже в пересчете на уровень жизни, однако ежегодные подорожания постепенно сокращают разрыв между страной, генерирующей энергию из собственных источников, и странами, покупающими у нее энергоносители. Дневной или одноставочный тариф в Москве еще недавно был в пять раз ниже, чем в Берлине – сейчас разрыв уже почти трехкратный.
В то же время в Сообществе потребителей энергии (объединяет крупных промышленников) говорят о росте перекрестного субсидирования в последние годы – после обвала рубля. Это, опять же, недоказуемо: да, действительно рубль упал, а рублевые цены для физических лиц почти не выросли. Но ведь еще сильнее подешевели углеводороды, основной источник генерируемого в России электричества. Что уж говорить о гидроэнергетике: Кама, Волга и Ангара текут себе и текут независимо от потрясений на мировых рынках и тарифов для конечных пользователей.
Мы полагаем, что само по себе «перекрестное субсидирование» является порождением недобросовестной, но хорошо проплаченной фантазии. Граждане нашей страны согласно Закону о недрах (но, увы, не Конституции) являются совладельцами ее недр и государственных предприятий, а значит, имеют полное экономическое право платить за итоговый продукт чисто символические суммы, как платят в Туркмении или Венесуэле – или же получать на свой счет соответствующую долю дохода, как в Норвегии или Саудовской Аравии.
У нас не происходит ни того, ни другого. А значит, сама проблема субсидий – липовая. Конфликт – придуманный. Решения – простое: недра России должны принадлежать россиянам, а не миллерам и сечиным. Между государственной нефтяной вышкой или гидроэлектростанцией и гражданином этого государства не должны стоять долларовые миллиардеры, выкачивающие деньги просто из своего служебного положения.
Попытка ФАС создать некую рознь между гражданами-льготниками и предприятиями, на которых эти льготники работают, нелепа. Враг у них один и тот же. Не будет врага – не будет нелепых разговоров о перекрестном субсидировании в энергетике, водоснабжении, логистике.
Немедленного счастья для всех и даром тоже не будет. Работать придется, и работать много. Но хотя бы на себя и на страну, а не на тех, кто объявил себя отечеством и делает на этом свой гешефт.