Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:20
Москва
12 декабря ‘25, Пятница

Центральный банк сообщил о новом методе снятия блокировок с банковских счетов

Опубликовано

Фото: Hannes P Albert / dpa / Global Look Press
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В России вступил в силу новый механизм реабилитации клиентов, чьи банковские счета были заблокированы из-за подозрений на мошенничество, рассказал глава департамента ЦБ Вадим Уваров.

Он отметил, что в Центральный банк ежедневно поступает до одной тысячи заявлений от граждан.

Граждане, столкнувшиеся с блокировками своих счетов и операций из-за внесения в базу данных подозрительных дропов, могут воспользоваться новым механизмом, разработанным совместно Банком России и МВД. Об этом сообщила Вадим Уваров на конференции «Антифрод Россия», передает корреспондент РБК. Проблема касается случаев, когда клиенту приостановили услуги, заблокировали доступ к интернет-банкингу или сам счет, поскольку его данные оказались связаны с мошенническими схемами.

В рамках борьбы с мошенничеством Центральный банк формирует список «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Он создается на основании информации, поступающей от банков и других участников платежных систем о счетах как физических, так и юридических лиц. Этот список включает данные о проведенных операциях, а также информацию о плательщиках и получателях. С 25 июля 2024 года вступили в силу поправки, обязывающие банки блокировать денежные переводы на срок до двух дней, если они связаны с реквизитами, присутствующими в этой базе данных. Такие и другие законодательные меры, направленные на противодействие мошенничеству, способствовали увеличению числа жалоб от физических лиц на блокировки их счетов. Банк также отмечает, что некоторые клиенты могут случайно попасть в мошенническую базу.

Как отметил Уваров, Банк России получает около одной тысячи обращений ежедневно от граждан, столкнувшихся с блокировками.

«Чаще всего к нам обращаются представители молодежной аудитории в возрасте от 15 до 24 лет. Это основная группа клиентов, оказавшихся в такой базе, в отношении которых совершаются действия со стороны правоохранительных органов», — добавил он.

По информации главы департамента ЦБ, есть случаи, когда граждане попадают в «мошенническую базу» без достаточных оснований, поэтому регулятор принял решение улучшить «механизм реабилитации» для таких клиентов. «Мы теперь предоставляем информацию тем, кто обращается в Банк России, о том, в какой организации были похищены деньги, куда они были переведены, номер уголовного дела и адрес отдела МВД, куда целесообразно обратиться, чтобы клиенты, оказавшиеся в базе, могли подтвердить свою непричастность к преступлению.

Механизм уже действует, и мы замечаем, что многие, считающие себя ни в чем не виноватыми, идут в МВД, где могут решить свои проблемы с местными следователями, а также найти возможность досудебного разрешения конфликта, чтобы перевести средства тому, кто сообщил о просроченной операции. После завершения этих процедур МВД уведомляет Банк России о том, что по уголовному делу к ним обратился тот или иной гражданин, и спор разрешен, предлагая нам оценить возможность исключения из базы», — рассказал Уваров.

Он также отметил, что чаще всего с просьбами о реабилитации обращаются те, чьи счета были заблокированы после сделок с криптовалютой. ЦБ ранее назвал такие схемы «треугольниками». «Это касается тех, кто связан с продажей или покупкой криптовалюты. Когда они предлагают свои услуги, а затем, как будто, получают оплату за криптовалюту, но на деле это оказывается результатом кражи других средств», — пояснил Уваров. По его словам, ЦБ намерен «оптимизировать» механизм реабилитации и произвести «очистку базы». Впрочем, он подчеркнул: «Большинство запросов, поступающих в Банк России, не удовлетворяются. То есть большинство людей в базе находятся там обоснованно». Ранее Эльвира Набиуллина, председатель Центробанка, отметила, что регулятор немного «завысил меры» по блокировке счетов граждан в связи с борьбой с мошенничеством.

Для тех, кто столкнулся с блокировкой, важно сохранять спокойствие и сразу обращаться за разъяснениями в свой банк. Клиенты должны предоставить все необходимые документы и доказательства своей непричастности к мошенническим схемам.

Названы самые популярные форматы отдыха у россиян
Реклама