Глава Банка России Эльвира Набиуллина указала на ошибку в информации, касающейся ключевой ставки, которая была неправильно интерпретирована рынком.
На Конгрессе финансистов Казахстана Набиуллина упомянула, что в предыдущем году Банк России допустил ошибку в коммуникации, что привело к недопониманию. Это стало причиной резкого роста кредитной активности, когда ключевая ставка была повышена до 16%. «На тот момент многим казалось, что ставка чрезмерно высока, а мы в начале года подавали информацию так, будто ставка высокая, политика жесткая и с инфляцией все будет в порядке, что позволит нам снизить ключевую ставку», — пояснила она.
В декабре 2023 года ставка была установлена на уровне 16%, и этот уровень сохранялся в течение семи месяцев. В августе 2024 года регулятор сразу повысил ставку на 200 базисных пунктов — до 18%.
Люди в основном поняли, что ЦБ нацелен на снижение ключевой ставки, но не учли, что это будет зависеть от снижения инфляции. В результате возникло ожидание быстрого смягчения денежно-кредитной политики, что побудило бизнес активно занимать средства по плавающим ставкам, надеясь на быстрое снижение ставок. Кредитная активность возросла вдвое, посетовала Набиуллина (передает РБК).
Председатель ЦБ подчеркнула, что коммуникация является важным аспектом, наряду с решениями по ставкам. «Мы постоянно работаем над улучшением нашего общения и анализируем наши действия задним числом, чтобы понять, что сработало, а что нет и как можно было поступить иначе», — добавила она.
Набиуллина также подчеркнула необходимость гибкости в работе ЦБ, учитывая изменяющиеся экономические условия и глобальные тренды. Мир стал более нестабильным, и нужно быть готовыми к неожиданным вызовам, будь то внутренние или внешние, сказала она.
Ошибка ЦБ дорого стоила российской экономике
Эльвира Набиуллина в своей речи фактически признала, что в 2023 году не было понятно, «как все работает», а в 2024-м ЦБ плохо проинформировал внутренний рынок о перспективах. В результате «грохнули кучу бизнесов, которые набрали плавающих кредитов с надеждой рефинансироваться», констатировал экономист Алексей Кричевский.
С одной стороны хорошо, что ЦБ начал признавать ошибки. Лучше поздно, чем никогда. Но в этом случае слова Набиуллиной сложно воспринимать иначе, как с осторожностью и тревогой. Откровение выглядит, как очистка совести, чтобы задобрить вышестоящее руководство для новых не самых удачных решений.
Либо ЦБ действительно исполнился намерений изменить собственный курс. «В любом случае это очень странно», - заключил экономист.

