«Лукойл» решил реализовать свои зарубежные активы с большой скидкой.
По мнению опрошенных изданием «Известия» экспертов, их стоимость составляет порядка $10 миллиардов. Однако необходимость продажи и давление со стороны санкций подразумевают наличие значительного дисконта — от 50% до 70% от рыночной цены, в результате чего активы могут быть оценены лишь в треть от их реальной стоимости.
Юрий Станкевич, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, объяснил решение компании о продаже зарубежных активов желанием «хеджировать риски для российской нефтяной отрасли и быстро адаптировать бизнес-процессы в условиях продолжающейся геополитической нестабильности». Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-Медиа») Тамара Сафонова отметила, что «Лукойл» является компанией, наиболее глубоко интегрированной в международный бизнес: она активно развивает добычу, переработку, а также реализацию топлива и масел за границей.
По мнению портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Скрябина и управляющего партнера Kasatkin Consulting Дмитрия Касаткина, зарубежные активы «Лукойла» могут быть оценены в около $10 миллиардов. Касаткин считает, что скорее всего, эти активы будут проданы по цене, эквивалентной трети их рыночной стоимости. Он указал на возможность дисконта до 70% в недружественных юрисдикциях и до 50% в нейтральных или дружественных странах. Скрябин заметил, что продажа активов не окажет значительного влияния на мировой нефтяной рынок.
Касаткин добавил, что подобные сделки обычно занимают от шести до двенадцати месяцев. После известия о продаже активов зарубежного подразделения «Лукойла» акции компании потеряли более 7% своей стоимости. Екатерина Косарева, управляющий партнер компании «ВМТ Консалт», отметила, что для «Лукойла» начинается период высокой волатильности. Она подчеркнула, что все новости, касающиеся продажи зарубежных активов, будут оказывать давление на котировки. «Для миноритарных акционеров важным вопросом станет сохранение привлекательности дивидендов компании», — добавила эксперт.
Наиболее оптимистичный сценарий заключается в привлечении инвестиций фондов Ближнего Востока, однако это может касаться только активов, находящихся за пределами ЕС и США, считает Дмитрий Касаткин. По его словам, компания может избавиться от активов в США и ЕС, сохранив дочерние предприятия в СНГ и на Ближнем Востоке, вероятно, передав их дружественным сторонам. При этом санкции против российских нефтяных компаний и вынужденная распродажа активов являются «дополнительным триггером для продолжения оттока инвестиций из Ближнего Востока и Азии из ЕС, а также снижения интереса к размещению бизнеса в юрисдикциях США», — подчеркнул собеседник издания.
Добывающие предприятия «Лукойла» расположены в странах, ранее входивших в состав Советского Союза, таких как Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Компания также ведет деятельность в Ираке, Камеруне, Нигерии, Гане и в других странах. Российский нефтяной гигант управляет сетью автозаправочных станций в 19 странах мира и тремя нефтеперерабатывающими заводами в Европе.
На прошлой неделе Министерство финансов США (OFAC) ввело санкции против ведущих российских нефтяных компаний «Роснефть» и «Лукойл», а также их дочерних структур. Компании теперь внесены в так называемый список SDN (Specially Designated Nationals List).
Ситуация на мировом рынке нефти складывается под воздействием множества факторов, включая нестабильность на Ближнем Востоке, изменения в политической и экономической обстановке в странах-производителях. Эксперты отметили, что такие процессы могут не только повлиять на цену нефти, но и изменить стратегию деятельности компаний, работающих в этой области, включая необходимость диверсификации бизнеса и поиска новых рынков.
 
		
 
    			    				



