Прибыльность транспортировки угля на экспорт по железным дорогам на юге и северо-западе России стала околонулевой: доходы иногда становятся отрицательными.
Заместитель руководителя ИПЕМ Владимир Савчук заявил, что текущее положение дел стало еще более неблагоприятным по сравнению с июнем, который уже считался неудачным, пишет "Коммерсант". При доставке угля из Кузбасса на Дальний Восток доход снизился почти вдвое, составив 760 рублей за инновационные и 620 рублей за обычные вагоны. Перевозки в западном направлении не приносят никаких доходов для операторов.
Федеральная грузовая компания (ФГК), входящая в состав ОАО «РЖД», подтвердила, что ценовые показатели упали до критических пределов, значительно ниже необходимых для покрытия затрат на вагоны.
Источник, знакомый с ситуацией на рынке, подтвердил, что увеличение убытков не позволяет компаниям справиться с основными затратами, такими как эксплуатационные расходы и заработная плата. А другой собеседник издания согласился с корректностью оценок ИПЕМ, добавив, что доходов не хватает даже на ремонт вагонов, не упоминая о возможностях лизинга. Он выразил уверенность, что в течение ближайших двух-трех лет компании столкнутся с нехваткой вагонов, поскольку они начнут выходить из строя, отмечая, что ситуация является «потенциально безвыходной».
В то же время, аналитики отмечают, что важным шагом для восстановления прибыльности может стать улучшение инфраструктуры и снижение тарифов на перевозку. Необходимо также рассмотреть возможность субсидирования перевозок или перераспределения потоков угля внутри страны для оптимизации затрат. Настоящая ситуация требует комплексного подхода и взаимодействия всех участников рынка.
На восстановление вагонов может не хватить финансов — особенно если владельцы решат утилизировать их на запчасти или металлолом, заявил он, указав на то, что в условиях сохранения существующего парка компании понесут дополнительные расходы на простои вагонов. Другой источник отметил, что падение цен близится к пределам, так как операторы находятся в тяжелом финансовом кризисе. Савчук считает, что, если курс рубля останется стабильным, отрасль ожидают непростые времена с весьма негативными последствиями.
Ранее сообщалось, что в июне доходность эксплуатации полувагонов упала в 2-2,5 раза по сравнению с началом 2024 года, и в настоящее время достаточна лишь для окупаемости парка, приобретённого до 2018 года. Основной причиной данной ситуации стал кризис в угольной отрасли, который оказал влияние на перевозки.
На прошедшей неделе Министерство финансов подготовило проект постановления «О мерах поддержки организаций угольной отрасли». В нем предусмотрены расходы из бюджета объемом 63 миллиарда рублей, однако эта сумма может варьироваться в зависимости от числа предприятий, которые нуждаются в помощи. Тем временем, за первые четыре месяца текущего года убытки предприятий угольной сферы составили 128,6 миллиарда рублей, что превышает все убытки за весь 2024 год.