На Петербургском международном экономическом форуме 2025 года прозвучало предложение отменить домашние задания в школах, поскольку использование нейросетей не содействует качественному усвоению знаний.
Преподаватель истории, обществознания и права в Московском президентском кадетском училище имени Шолохова, работающий в войсках Национальной гвардии, Евгения Ворсина в разговоре с 360.ru отметила, что к этому предложению следует подходить с осторожностью.
Если ученик стремится к высоким оценкам на ЕГЭ и желает поступить в вуз, он вполне может использовать искусственный интеллект для углубления своих знаний, а дома сосредоточиться на практическом применении того, что усвоил в школе.
Многое зависит от различных факторов — как от самого ученика, так и от его учителя. Если детям не интересно делать домашнюю работу, они все равно не будут это делать. Но если ученик проявляет интерес, он будет заниматься, даже если задания отменят. Учитель, скорее всего, все равно будет советовать им выполнять такие задания для того, чтобы укрепить изученные знания и развить навыки, которые понадобятся для написания второй части экзаменов ЕГЭ, пояснила Евгения Ворсина.
Эксперт считает, что отмена домашних заданий едва ли окажет отрицательное влияние на общее качество образования. Если учащиеся прибегают к помощи ИИ для выполнения своих заданий, то такой подход вряд ли принесет какие-либо результаты. Ворсина добавила, что учителя способны определить, когда работа была выполнена самостоятельно, а когда с помощью интернета или искусственного интеллекта, особенно это касается гуманитарных дисциплин.
Всегда видно, когда ученик может формулировать свои мысли иначе, и делает это. Здесь важно, насколько творчески и умело педагог сможет стимулировать учащегося к отказу от ИИ, объясняя, что собственные знания будут необходимы на экзамене, добавила собеседница 360.ru.
Ворсина поделилась, что уже давно не задает ученикам домашних заданий, а просто предлагает «освоить материал», проверяя реальное знание на уроке. Шпаргалки существовали всегда и в различных формах. Решение о том, использовать их или нет, остается за каждым учеником; простыми запретами ничего кардинально не изменить, заключила Ворсина.
Эксперты в области образования подчеркивают, что домашние задания могут играть важную роль в формировании учебных привычек и дисциплины у учеников. Тем не менее, их форма и содержание требуют пересмотра. Многие школы теперь рассматривают возможность внедрения гибкой системы обучения, включая проектную деятельность и исследовательскую работу, которые могут заменить традиционные домашние задания и помочь учащимся развивать навыки критического мышления и самостоятельности.