Идея внедрения «российской полки» призвана поддержать местных производителей. Однако не факт, что закон окажет положительное влияние на развитие рынка.
Об этом в беседе с АБН24 заявил эксперт в области ритейла Михаил Лачугин. Закон вызвал недовольство среди представителей отраслевых ассоциаций, основная претензия заключается в его размытости и чрезмерной упрощенности. Хотя инициатива направлена на поддержку местных производителей, она может негативно сказаться на темпах развития рынка.
Во-первых, абсолютно неясно, что можно считать российским товаром. Если продукт изготовлен из иностранных компонентов на зарубежном оборудовании и упакован в иностранную упаковку, можно ли его считать отечественным? И что насчет продукции, которую иностранный бренд начал производить в России — станет ли она теперь местной?, — задался вопросами эксперт.
Михаил Лачугин отметил, что идея предоставления привилегий одним производителям и наложения ограничений на других выглядит несколько странно. Гораздо важнее, чтобы российские компании сосредоточились на улучшении качества управления и продукции, а не надеялись на административные преференции.
С тех пор как иностранные бренды с 2021 начали уходить с российского рынка, либо значительно уменьшили свою активность, российские компании не сделали решительных шагов, чтобы занять достойное место на полках, создать узнаваемые бренды и успешно конкурировать. Решение проблемы заключается не в квотах и ограничениях, а в развитии внутреннего потенциала, улучшении стандартов и создании честной конкурентной среды. Если отечественные производители смогут соперничать с иностранными без административного давления, это будет гораздо более полезно как для рынка, так и для потребителей, добавил Лачугин.
Также вызывает беспокойство тот факт, что такие квоты могут привести к снижению усилий отечественных производителей. Зная, что им гарантировано место на полках, некоторые могут не стремиться улучшать качество своей продукции. В результате рынок рискует столкнуться с товарами, которые не соответствуют современным требованиям, что крайне невыгодно для долгосрочного развития.
Эксперт подытожил, что закон в своей нынешней форме не сможет решить поставленные задачи и скорее станет препятствием для роста отечественного производства и рынка в целом.
Дополнительно стоит отметить, что среди представителей малого и среднего бизнеса существует опасение, что принятые меры могут создать монопольные условия для крупных игроков. Это может привести к увеличению цен на товары и ухудшению их качества. Вместо поддержки всех отечественных производителей, закон может уделить внимание лишь отдельным, что вызовет недовольство среди тех, кто не окажется в числе «избранных».