Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому на финансирование федерального проекта «Новый ритм строительства» в период с 2025 по 2027 год будет выделено свыше 2,8 млрд рублей.
Данный проект «Новый ритм строительства» реализуется в рамках нацпроекта «Комфортная и безопасная среда для жизни». Несмотря на неблагоприятную финансово-экономическую ситуацию в строительном комплексе России, Правительство РФ изыскивает средства не только для точечной поддержки строительной отрасли и отдельных застройщиков, но и на создание условий для дальнейшего развития отрасли. В качестве таких условий проектом «Новый ритм строительства» фактически определены направления – быстрее, дешевле, гибче.
Главная цель проекта – кардинально оптимизировать процедуры в строительной сфере, убрав бюрократические барьеры и устаревшие подходы, которые мешают развитию отрасли.
Одна из основных задач для достижения этой цели - существенное сокращение сроков согласования проектной и разрешительной документации. Проект направлен на максимальное ускорение этих процессов за счет:
-продолжающегося внедрения цифровых сервисов и платформ;
- четкой регламентации сроков на каждом этапе;
- сокращения избыточных требований и дублирующих процедур;
- разработки типовой проектной документации социальных объектов
Ожидаемый результат – сокращение строительно-инвестиционного цикла более чем на 30%. А это, в свою очередь, означает быстрый старт проектов и снижение издержек для инвестора (в т.ч. в лице государства) и застройщика.
Другое важное направление данного проекта – переход от предписывающего к параметрическому методу нормирования, что по сути является настоящей революцией в регулировании.
Смысл изменений заключается в том, что предписывающий метод жестко диктует, как именно нужно строить, какие материалы и технологии использовать. Это сковывает инновации, не учитывает новые материалы и часто ведет к избыточным затратам.
В свою очередь, параметрический метод задает требуемые параметры результата (безопасность, энергоэффективность, экологичность, доступность), но не предписывает конкретных путей их достижения, что, в свою очередь, позволяет проектировщикам и застройщикам выбирать самые современные, экономичные и эффективные решения и материалы.
Таким образом, параметрический метод обладает следующими преимуществами по сравнению с предписывающим:
- Предписывающий метод нормирования ограничивает возможность использовать альтернативные решения, что замедляет развитие технологий и организации строительства, делает данный метод неэффективным с точки зрения внедрения инноваций.
- В отличие от предписывающего метода параметрический не основывается на существующей устаревшей базе нормативно-технических требований, которая на сегодняшний день содержит противоречивые и дублирующие документы, что создаёт административные и технические барьеры для участников инвестиционно-строительного цикла.
- Параметрический метод позволяет обеспечить гибкость в принятии проектных решений при сохранении действующих параметров и уровней безопасности объектов.
По сути, данная смена подходов дает «зеленый свет» инновациям, которые крайне важны для дальнейшего существования строительной отрасли, поскольку обеспечивают рост производительности труда, что, в свою очередь, позволит строить быстрее, дешевле, долговечнее, а также решит проблему жесткого дефицита трудовых ресурсов.
Насколько актуально заниматься этой работой именно сейчас, когда строительный комплекс оказался в критической ситуации – по сути «встал на паузу» и находится в ожидании позитивных перемен в экономике, без которых уже в следующем году в отрасли могут начаться необратимые процессы?
Очевидно, что данные мероприятия очень своевременны. Во-первых, они по сути своей являются антикризисными, поскольку призваны обеспечить снижение стоимости строительства и повышение инвестиционной привлекательности строительных проектов. Во-вторых, смену подходов удобнее осуществлять в период, когда отрасль не работает на полную мощность. В-третьих, надо понимать, что переход от одного метода к другому – процесс не быстрый. Он предполагает последовательное обновление нормативных документов, относящихся к разным видам безопасности, например, механической, пожарной и устойчивости объектов. Кроме того, необходимы:
- продолжение и «углубление» цифровизации градостроительных процессов для формализации многих параметров безопасности;
- развитие и переформатирование доказательной базы технических регламентов, например, с учётом результатов исследований, испытаний и моделирования сценариев опасных процессов;
- совершенствование правового регулирования роли и ответственности специалистов строительной отрасли, в том числе при подтверждении безопасности зданий и сооружений. Соответственно, если этой работой не заниматься прямо сейчас, то стройкомплекс окажется просто не готов к интенсивному развитию, когда это понадобится после выхода из кризиса.
Автор: заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной Думы РФ Артем Кирьянов.