В ситуациях, когда человек нарушает закон, при этом руководствуясь идеей защиты «нравственных ценностей», правосудие по отношению к нему должно быть справедливым.
Об этом в ходе Петербургского юридического форума заявил министр юстиции России Константин Чуйченко. Он напомнил, что по действующему законодательству человек может быть освобожден от ответственности, если в момент преступления действовал из крайней необходимости или в рамках допустимой самообороны. К этим пунктам можно добавить третий – защиту нравственных ценностей.
В пример он взял Курскую область, где местные жители, защищая свои дома, близких (не будучи военнослужащими), давали отпор противнику, вплоть до его уничтожения. По букве закона это убийство, но ни у кого не возникает на этот счет логики, будто за такое нужно наказывать. Очевидно, что здесь право и мораль вступают в противоречие.
Другой пример: мужчина вышел на лестничную площадку, увидел как его дочь насилуют, и защищая ее, убил насильника, а потом получил 8 лет тюрьмы.
Делая вывод из сказанного, Чуйченко подчеркнул, что мораль и право не должны расходиться. «Мораль должна быть воплощена в праве, и право должно быть глубоко моральным», - цитирует министра ТАСС.
Морализация – путь к развалу права
Политолог, обозреватель Андрей Малахов в комментарии к предложению Минюста заметил, что представления о нравственности и ценностях могут быть разными. Чтобы воплотить новую инициативу без издержек, у общества должны быть единые нравственные ценности. То есть, общество должно носить гомогенный характер.
«Потому что если общество не будет однородным, то у нас образуются различные правовые режимы для разных территорий и разных категорий граждан», - заключил Малахов.