В последнее время российская угольная отрасль подверглась удару из-за резкого увеличения случаев предоставления недостоверных заявок на экспорт угля в порты южной и северо-западной части страны.
Об этом рассказал заместитель генерального директора РЖД Михаил Глазков в беседе с РБК. Глазков упомянул о так называемых завышенных заявках, что можно трактовать как несправедливую практику со стороны некоторых грузоотправителей. Он объяснил, что такие экспортеры «заявляют объем груза, которого на самом деле не существует». За последнее время количество таких заявок на порты южной и северо-западной части России значительно увеличилось.
Заместитель главы РЖД сообщила, что в некоторые моменты доля таких завышенных заявок достигала 30 процентов при норме в 2 процента. Особенно резкий рост таких случаев наблюдался в первые три месяца 2025 года. Глазков пояснил, что в этот период каждый третий вагон, который находился в пути, оказался излишним. В марте одни только потери составили более 150 тысяч тонн угля в день, что в месячном выражении равняется около 4,5 миллиона тонн, заключил он.
Глазков отметил, что для стабилизации ситуации необходимо активное сотрудничество между государственными органами, угольными компаниями и железнодорожными перевозчиками. Это может включать создание единой базы данных заявок на экспорт, что позволит минимизировать риск завышенных заявок и повысить доверие к угольной отрасли в целом.
В то же время, правительство рассматривает варианты поддержки угольной отрасли, в том числе через налоговые льготы и субсидии, которые могут помочь компаниям справиться с текущими экономическими вызовами и сохранить рабочие места. Однако, окончательные меры поддержки пока находятся на стадии обсуждения.
Ранее издание «Коммерсантъ» ссылаясь на статистику Института энергетики и финансов, сообщило о значительном падении объемов экспорта угля из России. По итогам марта 2025 года общие объемы вывоза энергетического и коксующегося угля из балтийского порта Усть-Луга снизились на 30 процентов, тогда как из портов Восточный и Находка объем упал на 21 процент. Аналитики связывают такую динамику с падением рентабельности угольного бизнеса на фоне снижения мировых цен. В итоге лишь компании, обладающие нужными мощностями для перевалки, смогли удержать прибыльность в экспортной деятельности.
Согласно мнению экспертов, прямая ответственность за данные изменения в значительной степени лежит на несовершенстве систем логистики и контроля за объемами экспорта. Многие компании сталкиваются с нехваткой эффективных инструментов для проверки реальных объёмов угля у грузоотправителей, что приводит к недоверию со стороны транспортных компаний. В связи с этим, необходимо разработать комплексные меры по улучшению прозрачности в угольной отрасли, включая внедрение современных технологий отслеживания и контроля.