В России планируется создание оператора, который будет осуществлять закупку зарубежного флота для местных компаний.
Роль «единого окна» может взять на себя Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), находящаяся под управлением ВТБ. В Министерстве промышленности и торговли подтвердили, что по распоряжению президента ведется работа над подобным механизмом, в обсуждении которого также участвует ОСК, пишет РБК.
Как стало известно изданию, данная инициатива принадлежит Андрею Костину, председателю совета директоров ОСК и главе ВТБ, который озвучил свое предложение Владимиру Путину в начале данного года. Планируется, что операторы флота будут обязаны направлять в ОСК запросы на приобретение судов за границей, однако это будет касаться лишь тех судов, которые покупаются с государственной поддержкой. Если же ОСК имеет возможность самостоятельно построить необходимое судно, она имеет право ограничить закупку и предложить услуги по строительству на своих верфях.
Один из источников РБК отметил, что предлагаемая схема поможет «максимально сохранить бюджетные средства внутри страны», а также повысить налоговые поступления и «освоить технологии судостроения». В то же время может быть введено требование для компаний о размещении части своих заказов на российских верфях, даже если строительство таких судов будет дороже, чем у иностранных подрядчиков. На текущий момент механизм согласования стоимости строительства еще не разработан.
«Росатом», который с 2018 года выполняет функции инфраструктурного оператора Северного морского пути (СМП), выступает за внедрение системы «единого окна», но не настаивает на обязательном размещении заказов в России. В марте 2024 года «Росатом» оценивал потребности Северного морского пути в 160 судов высокой ледокольной категории до 2030 года.