Авиакомпании начали замораживать эксплуатацию самолетов Airbus A320/А321neo, переводя их в резерв.
На данный момент около половины рейсов на этих машинах отменены. Воздушные суда переводятся в резерв для экономии работы двигателей до начала сезона высокого спроса на перевозки. Однако, из примерно 32 машин 15-20 уже не вернутся к перевозкам, пишет «Коммерсант».
На лайнерах установлены современные двигатели, которые трудно поддаются восстановлению. Процесс ремонта сложен, а вывезти самолеты на ремонт за границу невозможно из-за санкций. Ситуация грозит тем, что в 2026 году случится массовый и окончательный вывод из эксплуатации A320/А321neo. Это примерно 10% от всего авиапарка перевозчиков России.
Больше всего из-за отсутствия возможностей по ремонту двигателей страдает компания S-7. У нее в простое 31 из 39 самолетов. У Аэрофлота на обслуживании находится – два лайнера этого класса, у Уральских авиалиний – одно воздушное судно.
Катастрофа авиаотрасли
Журналист, блогер Дмитрий Борисенко в комментарии к материалу «Ъ» заметил, что в ближайшие годы авиакомпаниям было бы хорошо получить сотни отечественных Суперджетов. Именно на них возлагаются надежды в вопросе восполнения нехватки самолетов гражданской авиации. «Сколько их уже собрали? Вот о чем и речь…Очередные красивые отчеты и парадные реляции натыкаются на суровую реальность», - написал Борисенко в Telegram.
Обозреватель Анатолий Несмиян отмечает, что при отсутствии обслуживания двигателей на протяжении года-двух безопасность полетов становится недопустимо низкой.
«При этом никакого плавного снижения количества пригодных к эксплуатации самолетов не будет - процесс динамический, и раз он начался, он будет лишь ускоряться. Два года без гарантийного сервисного обслуживания для любой техники - это почти предел. Тем более для такой сложной, как авиационная. Поэтому через год число вышедших из строя самолетов будет гораздо выше, и если ситуация не изменится - то фактически отрасль перестанет функционировать как что-то единое. Какие-то полеты на предельно простой технике, видимо, еще будут возможны, но не более того», - спрогнозировал эксперт.
Хуже всего, что санкции Запада, спровоцировавшие такую ситуацию, вряд ли будут отменены по завершении СВО. Вероятно, санкции превратятся в инструмент торговли. За отмену каждой из них будут требоваться уступки, вокруг которых эта торговля может идти годами, подытожил Несмиян.