Начиная с конца июня, стоимость аренды нефтяных танкеров в портах России неожиданно возросла из-за высоких цен на сырую нефть.
По данным Центра по контролю за инфляцией. Это может повлиять на стоимость Urals, однако в основном сценарии предполагается ее снижение.
Цены на аренду нефтяных танкеров в портах России внезапно повысились к концу июня из-за роста объемов экспорта, обусловленного ценой нефти марки Brent выше $85 за баррель, сообщают аналитики Центра ценовых индексов (ЦЦИ) в своем обзоре (передает РБК). Изменение тарифов на аренду является необычным и произошло впервые с мая 2024 года. Объем экспорта нефти по морю из России вырос до 3,66 миллионов баррелей в сутки после завершения работ по реконструкции терминалов в Приморске и Козьмине.
По оценкам ЦЦИ, прирост составил около 0,6 миллиона баррелей в сутки. Эксперты отмечают, что сейчас сложились оптимальные условия для увеличения объемов экспорта: низкие тарифы на аренду танкеров, сочетание стоимости нефти марки Brent выше $85 за баррель и минимальное значение дисконта на российскую марку Urals на условиях FOB (стоимость на момент погрузки в порту) в размере $13,5 за баррель. "Благоприятные рыночные условия уменьшают значимость факторов, которые сдерживают тарифы - восстановление производства нефти в России и ограничения со стороны ОПЕК+. Нефтяные компании стремятся максимизировать прибыль путем увеличения экспорта, поднимая тарифы", - говорится в обзоре.
На фоне устойчивого спроса, в конце июньской недели стоимость аренды судов из порта Новороссийска начала повышаться впервые с мая. Стоимость аренды танкеров класса Aframax (грузоподъемность 100 тыс.т) в направлении Турции возросла на 20,6% по сравнению с предыдущей неделей, достигнув отметки $2,8 за баррель. В то время как для Северного Китая ставка возросла на 27,2% до $10,2 за баррель, для Восточной Индии — на 10% до $6,5 за баррель, и для Западной Индии — на 3,1% до $6 за баррель.
Тарифы на перевозки из портов Балтики в Западную и Восточную Индию пока продолжают падать, несмотря на рекордный экспорт на уровне 1,6 миллиона баррелей в сутки, по оценкам Центра по изучению конъюнктуры нефтяного рынка. Для танкеров класса Aframax они уменьшились на 10,3% (7,4 доллара за баррель) и 7,6% (7,9 доллара за баррель) соответственно. Однако в Северный Китай фрахт из портов Балтики подорожал на 9% (11,7 доллара за баррель), что свидетельствует о увеличении спроса со стороны китайских потребителей. Также в направлении Западной Индии выросли тарифы на танкеры класса Suezmax (135 тысяч тонн) из Новороссийска и Мурманска — на 1,3% (6,2 доллара за баррель) и 3,4% (8,3 доллара за баррель) соответственно.
Рост экспорта из-за высоких цен на данный момент "создает предпосылки для увеличения дисконта в ближайшем будущем", считают в Центре по изучению конъюнктуры нефтяного рынка. Дисконты обычно повторяют движение тарифов на перевозки. Однако в базовом сценарии аналитики центра пока остаются при прогнозе о сокращении экспорта нефти.