Верховный суд России указал на принцип равенства обоих родителей при решении вопроса о месте проживания детей после их развода.
Об этом говорится в Обзоре судебной практики, принятой президиумом ВС 29 мая 2024 года. В документе сказанол, что суды, рассматривая подобные дела, обязаны учитывать мнение детей, достигших десятилетнего возраста. Запись о таком принципе, который является «долгожданным воплощением законности и справедливости», является и мерой против дискриминации отцов, отметил в беседе с «Коммерсантом» советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Макаров.
По его данным, в около 95% случаев российские суды оставляли ребенка с матерями.
В 2023 году было принято постановление Верховного Суда, предписывающее российским судам следовать принципу равноправия между отцом и матерью при определении места проживания ребенка после развода родителей. Это решение было вынесено в ходе разбирательства дела бывших супругов из Волгограда. После их развода дочь 2010 года рождения осталась жить с отцом, который затем подал в суд на бывшую супругу с требованием оформить официальное место проживания девочки. В ответ на это мать подала встречный иск.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что девочка «демонстрирует дружелюбные чувства к обоим родителям, любит их, однако на данный момент проживает с отцом и желает остаться с ним».
Отца отметили как «ответственного» в отношении воспитания и ухода за ребенком, в то время как переезд «может негативно повлиять на условия воспитания и развития ребенка». По этой причине районный суд принял решение в пользу отца.
Впоследствии, Волгоградский областной суд пришел к выводу, что отец «не предъявил экстраординарных обстоятельств, которые обосновали бы отделение дочери от ее матери при делении пополам места жительства девочки».
Также, апелляционный суд установил, что малолетняя дочь «не понимает своих собственных интересов, а ее мотивы сводятся лишь к приоритетному с точки зрения удобства месту проживания отца и отсутствию вредоносного влияния матери на развитие ребенка». В результате, суд решил вопрос в пользу матери.
Отец в свою очередь обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, который, однако, поддержал решение нижестоящего суда.
Верховный суд России, получивший жалобу, не согласился с выводами судебных структур и отправил дело на повторное апелляционное обсуждение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда (ВС) в июне прошлого года подчеркнула, что согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка основной приоритет должен быть за интересами ребенка, который может сам выражать свои взгляды и предпочтения.
В дополнение к этому, в статье 57 Семейного кодекса России предписано «учитывать мнение ребенка, который достиг 10-летия».
В остальном суд обязан опираться на принцип равноправия родителей в отношении ребенка после развода.