Российские водители стали чаще пренебрегать оформлением полисов ОСАГО. В целях экономии люди попросту ездят без страховки.
Согласно аналитическим данным Российского союза автостраховщиков (РСА), наибольшее количество водителей, управляющих автомобилем без заключенного договора ОСАГО, зарегистрировано в Ингушетии — 77,8%. На втором месте находится Чеченская Республика с показателем в 60,7%. В республиках Северная Осетия - Алания и Дагестан обнаружено более трети владельцев транспортных средств без страховки (соответственно, 38,5% и 34,4%).
Напротив, в некоторых субъектах РФ наличие полиса ОСАГО у автовладельцев является общепринятой практикой. Примером этому служат такие регионы, как Татарстан, где в 2023 году без страховки оказалось только 0,9% автомобилистов, Самарская область с показателем 1,6%, а в Москве — 1,8%.
В целом общий тренд свидетельствует о сокращении числа водителей без ОСАГО, что подтверждается анализом РСА, изучавшим статистику на протяжении последних пяти лет по вопросам возмещения вреда действиями незастрахованных участников ДТП, сообщают «Известия».
Специалисты пресс-службы РСА указывают, что снижение числа автомобилистов без полисов можно связать с повышением цен на автомобили и запчасти, что заставляет владельцев транспортных средств осознавать выгоду страхования по сравнению с потенциальными расходами на возмещение ущерба после ДТП.
Краткосрочные договоры ОСАГО пока не пользуются популярностью, их количество невелико, в сравнении с тем, что по всей стране ежегодно оформляется приблизительно 42 миллиона полисов.
Регионы с наибольшим числом водителей без полиса ОСАГО также фигурируют в статистике РСА как лидеры по частоте страховых случаев. В 2023 году самый высокий показатель зафиксирован в Дагестане — 9,3%, что почти в два раза выше среднего по стране (4,5%). За ним следуют Ингушетия (8%) и Чеченская Республика (7,4%). Наименьшая частота страховых случаев отмечена в Чукотском автономном округе, составив 0,9%.
РСА также обратили внимание на высокий риск мошенничества с ОСАГО в регионах с большим количеством водителей без полисов, где огромное число "автоюристов" участвует в манипуляциях с экспертизами и увеличивают суммы ущерба.
Директор департамента обязательных видов страхования "АльфаСтрахование" Роман Лободин указывает на взаимосвязь между высокой стоимостью полиса ОСАГО и агрессивным стилем вождения, предполагая, что многие правонарушители в числе не имеющих страховку.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявляет о критической ситуации с ОСАГО в Северном Кавказе и Дальнем Востоке, связывая её с невысокими доходами жителей данных территорий и предсказывает рост числа водителей без ОСАГО до 80-85% в ближайшие годы.
РСА возлагает надежды на камеры для идентификации автомобилей без полисов ОСАГО. Тесты на уведомление водителей были проведены в 2019 году, однако проект пока не реализован в масштабах всей страны. Ожидается, что после внесения изменений в закон о штрафах за отсутствие ОСАГО, проект запустят через шесть месяцев.
Директор "Астра Лаб" Сергей Ласкин выразил уверенность в технической возможности запуска данной системы проверки на всей территории РФ.