Китайские автопроизводители предлагают значительные скидки, превышающие размеры взимаемых в России утилизационных сборов.
Такая практика усиливает конкуренцию со стороны изделий, выпускаемых АвтоВАЗом и не мотивирует китайские компании организовывать производство на территории России, что отмечено отечественными предприятиями.
"Введение китайскими брендами агрессивной политики расширения присутствия на рынке РФ позволяет им обходить размеры утилизационного налога и выходить на сегменты, где традиционно сильна наша продукция. В частности, это относится к модели Lada Vesta", — заявил руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов (цитируют «Известия»).
Вызывая озабоченность по поводу защиты внутреннего рынка, Соколов поднимал вопрос о необходимости ужесточения мер, касающихся не только размеров утилизационного сбора, но и степени локализации автомобилей, производимых на территории РФ, для участия в программах государственной поддержки и работы в сфере такси. Он ранее упоминал о скрытом характере импорта в случаях, когда китайские машины изготавливаются с низкой локализацией.
Скрытое преимущество
Старт продаж обновленной модели «Весты» с автоматом и усовершенствованным 1,8-литровым двигателем был дан 11 марта. Цены на седан начинаются с 1,59 млн рублей, а универсал SW Cross предлагается по цене в 1,94 млн рублей. По мнению специалистов АвтоВАЗа, автомобиль соперничает с кроссоверами Geely Coolray, Chery Tiggo 4 Pro и Haval Jolion. Учитывая скидки от китайских производителей, конкурентное преимущество «Лады» становится менее очевидным.
Примером может служить модель «Гранта». АвтоВАЗ может не опасаться конкуренции с китайскими производителями, так как она остается наиболее доступной. В то же время «Веста» по цене приближается к китайским аналогам, и если рассматривать вопрос приобретения авто в кредит, то разница в ежемесячных платежах становится незначительной. Однако в ассортименте АвтоВАЗа нет автомобилей премиального класса, в то время как китайские компании имеют более широкое предложение, подчеркнул независимый эксперт Сергей Бургазлиев.
В феврале многие марки продолжили снижение цен на отдельные модели и комплектации, подтвердили специалисты сайта «Цена Авто». Речь идет о снижении не в рамках маркетинговых акций, а в области рекомендуемых розничных цен.
Например, цена премиального кроссовера Hongqi HS5 снизилась на 400 тыс. рублей, Chery Tiggo 7 Pro Max в комплектации Ultimate потеряли в цене 110 тыс. рублей, а Tiggo 8 Pro Max — 300 тыс. рублей. Аналогичную тенденцию показывает и российский «Москвич», стоимость автомобилей которого уменьшилась на 490–630 тыс. рублей.
Эксперты указывают на то, что рыночная ситуация неоднозначна: цены на авто как снижаются, так и повышаются. Производители, не сталкивающиеся с проблемами переполненности складов, могут позволить себе избегать ценового демпинга.
Можно ожидать удвоения
Главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков выразил уверенность в том, что утилизационный налог всё же будет увеличен и его размер может удвоиться.
При анализе цен на «Весту» с вариатором и сопоставимые модели конкурентов, можно заметить, что разница в стоимости составляет приблизительно размер утильсбора. Если исключить его из расчета, то ценообразование на рынке станет одинаковым для этих автомобилей и «Весты». Учитывая то, что на текущий момент «Веста» не комплектуется климат-контролем, ESP и дополнительными подушками безопасности, стоимость, при добавлении этих опций, возрастет. «По моим оценкам, которые я делал летом, оптимальный размер сбора на тот момент составлял 600–700 тыс. рублей», — заявил Кадаков.
Однако повышение утилизационного сбора не решает все задачи отечественного автопрома, полагает эксперт. «Даже если мы увеличим его до 600–700 тыс. рублей, что непосредственно приведет к появлению необходимых комплектующих и как это повлияет на их доставку? Требуется четкий план действий, что именно принесет повышение сбора в части производства российских компонентов», — считает Кадаков.
Идея АвтоВАЗа о повышении утилизационного сбора может резко сказаться на миллионах потребителей и спровоцировать новый кризис с импортом автомобилей, отметил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
По мнению Бургазлиева, в вопросе о дополнительном повышении утильсбора необходим диалог между импортерами, производителями и правительством. Необходимо принимать решения, соответствующие интересам всех сторон. Возможно, следует применить более детальную дифференциацию ставок в зависимости от объема двигателя, предположил эксперт.