Банк России раскрыл обороты по рублевым корсчетам иностранных банков.
По информации регулятора, сейчас наблюдается рост роли офшорного рубля.
В сентябре 2023 года объем оборота оффшорных рублей составил 8 трлн. В январе показатель был на уровне 6 трлн. Максимум в течение года зафиксирован в апреле – 13 трлн.
«При этом возрастает доля оборотов по счетам банков из дружественных стран, которая за отчетный период превысила 50%», — говорится в обзоре ЦБ (передает РБК). Использование рубля во внешнеторговых расчетах сопровождается тем, что банки-нерезиденты из дружественных стран предъявляют повышенный спрос на валюту на российском рынке, отмечает регулятор
На пути к раздельной валютной системе
Инвестор, аналитик Олесь Филоненко напоминает, что первым о раздвоении валютной системы заговорил секретарь Совбеза Николай Патрушев. Патрушев не придумал ничего нового. Речь идет о стандартной практике государств, сталкивающихся с нехваткой поступления валюты.
В таких ситуациях появляются две разных валюты – для внутреннего и внешнего обращения. Вторая свободно конвертируется. Первая – нет. Нечто подобное есть в Китае. Существует две разновидности юаня. Оншорные (CNY) – обращаются на территории материкового Китая, их обменный курс контролируется Народным банком Китая и может колебаться лишь в пределах 2%. Обмен оншорных юаней на другие валюты ограничен. Конвертировать их в иностранную валюту можно только в рамках импортно-экспортных контрактов.
Офшорный юань регулируются Управлением денежного обращения Гонконга. Используется в Гонконге, на Тайване. За пределами страны имеет плавающий курс по отношению к иностранным валютам.
Разница между двумя юанями примерно 1-2%. Но здесь всё зависит от курса обмена на иностранные валюты.
В России после начала спецоперации похожая ситуация с долларом. Доллар на Мосбирже не равен наличному доллару. Курсы могут различаться на 10-15%. Но это неофициально.
Если же ввести два официальных курса, дело закончится отменой даже ограниченной конвертируемости внутреннего рубля. Тот факт, что ЦБ заговорил об офшорном рубле является первым признаком ограничения конвертируемости национальной валюты, предназначенной сугубо для внутреннего потребления.