Российская экономика обречена долго переваривать девальвацию рубля, а граждане с небольшим достатком – переживать инфляцию, которая будет заметно выше целевого показателя.
Прогнозы ВШЭ, согласно которым ослабление рубля на 30% с начала года добавит по итогам года 1,5–3% к инфляции (статья РБК от 8 августа), выглядят слишком оптимистично.
Как оказалось, чуть менее оптимистично, чем прогноз Центробанка, который считает, что 10% девальвации дают 0,5-0,6% (то есть 1,5-1,8% в конце года). Банк России ожидает, что в 2023 году годовая инфляция составит 5-6,5%, а к показателю 4% вернется в 2024 году.
Ключевая ставка установлена на уровне 8,5%, и с высокой долей вероятности дойдет до 9,5–10% к концу года.
Аналитик, инвестор Евгений Коган по этому поводу задался вопросом «зачем», ведь при прогнозируемой инфляции и нынешней ключевой ставке реальная ставка получается 3–3,5%. Это очень много. Но вряд ли кто-то сможет разубедить руководство ЦБ бросить идею «задушить инфляцию, как гадюку в зародыше, а вместе с ней и экономику», выразил уверенность Коган.
Что касается гипотезы, будто инфляция к концу года получится максимум 6,5%, выглядит она сомнительно. «Мои ожидания (если только курс рубля не пойдет стремительно укрепляться) — скорее около 7%», - поделился эксперт.
Оценка инфляции на бытовом уровне – субъективное дело. У каждого свои представления об инфляции. Например, для путешествующих инфляция никак не 6%, если смотреть на выросшие цены на внутренний туризм, не говоря уже о поездках за границу. Примерно такие же представления об инфляции у владельцев европейских авто, запчасти на которые подорожали на 25–30%.
Отложенный эффект девальвации будет носить достаточно серьезный характер. «Стоимость жизни для очень многих ценных сотрудников подросла. Значит не за горами вал обращений о повышении зарплаты. Вот вам и рост издержек. <…> Эта девальвация потихоньку будет влиять на цены и на издержки бизнеса. И весьма долго будет», - заключил Коган.
Плюс 10 к инфляции
Экономист Никита Кричевский тоже счел оценки влияния девальвации от ВШЭ и ЦБ слишком обнадеживающими. 2023 год еще далек от завершения, и в попытках предугадать его итоги было бы не лишним подсчитать, какова доля импортных полуфабрикатов в конечной продукции.
«Наконец, никто принципиально не учитывает психологию коммерсантов, когда они ставят цену заведомо выше себестоимости, понимая, что за время продажи и получения средств валюта еще больше вырастет в цене. Отталкиваемся от цифры в 10 п.п. прибавки к годовой инфляции», - заключил Кричевский.