Объективных предпосылок к девальвации рубля до значений 93,7 за доллар и 102 за евро, нет. Но происходит то, что происходит.
Профицит текущих операций остается на комфортном уровне. В январе-мае это значение составило $22,8 млрд. Показатель значительно меньше, чем в 2022 году (тогда было 123,8 млрд), но это все же положительное значение.
«А если так, то дефицит валюты на нашем рынке носит искусственный характер», - написал в блоге экономический обозреватель Константин Двинский, комментируя курсы валют и выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в на Финансовом конгрессе в четверг.
В настоящее время импорт почти полностью восстановился, хотя по экспорту наблюдается снижение. И это не может быть причиной столь сильной девальвации, которая закладывает повышение потребительских цен на двузначные числа по процентам. «Закупочные цены растут на 10-15%, а в рознице повышение будет ещё большим», - посетовал Двинский.
В свете столь тревожной ситуации удивляет реакция Центробанка в лице Эльвиры Набиуллиной, которая рекомендует общественности не стоить «теории заговора» по поводу выгод от ослабления рубля для бюджета и считает «благом» плавающий курс рубля.
«Хорошо, если это не так. Должна же быть какая-либо причина, почему ЦБ совсем не обращает внимания на курс. Тем более, что соответствующие инструменты у ведомства Набиуллиной имеется. Это возврат к обязательной репатриации валютной выручки», - подчеркнул эксперт.
Сейчас экспортерам позволяется держать весь объем валютной выручки в иностранных банках. Все 100% средств они там не держат, но никто не знает, сколько возвращается в Россию, а сколько – остается вне контура экономики страны.
Двинский также раскритиковал высказывание Набиуллиной о том, что попытки повлиять на курс национальной валюты обязательно оборачиваются ее «глубокой девальвацией», а политика таргетирования инфляции в сочетании с плавающим курсом продемонстрировали эффективность.
«Складывается такое впечатление, что Набиуллина буквально издевается над всеми. Все видят сильную девальвацию, которая вызвана полным бездействием ЦБ. О какой ещё глубокой девальвации говорит Набиуллина, когда она и так уже случилась?», - задался вопросом на этот счет Двинский.
Он заключил, что политика ЦБ как раз сейчас показала низкую эффективность, а повышение ставки, которое наверняка будет во второй половине месяца, только усугубит обстановку.
Странная логика
Экономист Никита Кричевский также усомнился, что рубль падает сам, тогда как у страны есть резервы на $100 млрд в юанях, а ЦБ может предложить только повышение ставки, что обернется ударом по экономике предложения.
«Еще более странная логика, что увеличение доходов бюджета от динамики внешней торговли не зависит», - констатировал экономист. Кричевский возмутился тезисом Набиуллиной об угрозе еще большей девальвации при попытках «искусственного поддержания курса», заметив, что так все население страны держат за не очень сведущих и умных людей.
Подобные мантры звучали хоть сколько-нибудь терпимо в отсутствие санкций и СВО, в период 1990-х годов с открытыми рынками и свободным хождением спекулятивного капитала. А сейчас такие высказывания выглядят странно.
Истинная причина девальвации – вывод капитала нерезидентами. Какими? – Пока неизвестно. Однако вывод идет беспрепятственно.
ЦБ умывает руки
Обозреватель Анатолий Несмиян в словах Набиуллиной о том, что на курс рубля влияет динамика внешней торговли, увидел завуалированный сигнал: «ЦБ умывает руки и перекладывает ответственность на правительство и форс-мажорные обстоятельства».
Дело в том, что у ЦБ просто нет валюты для обеспечения устойчивости рубля. Есть юани, рупии, «всякие зимбабвийские доллары и прочие ракушки», которыми поддержать рубль нельзя. Иными словами, Набиуллина аккуратно дала понять, что не волшебница, заключил Несмиян.