Рубль в 2023 году рискует оказаться одной из самых слабых мировых валют, уступая валютам Судана, Анголы Нигерии.
С января по июль доллар по отношению к рублю вырос на 74% (если сравнивать со средним курсом валют в указанный период. Дело в том, что весной 2022 года, когда рубль кратковременно обрушивался ниже отметки 100 за доллар, усредненная ситуация на отрезке в несколько месяцев была лучше, чем наблюдается сейчас.
В сравнении со средним курсом рубля в период с мая по ноябрь 2022 текущее ослабление к доллару близко к 50%, пишет ТГ-канал «Spydell_finance». За год рубль ослаб к доллару сильнее турецкой лиры (55%), несмотря на ее катастрофическое обрушение в последние месяцы.
Больше чем в России национальные валюты ослабли в Аргентине (105%), Южном Судане (98%), Анголе (97%), Нигерии (83%).
Украинская гривна просела на 25%, кенийский шиллинг – на 20%.
Ровно год назад рубль был перекреплен, пик тогда пришелся на II квартал года. Сейчас ситуация диаметрально противоположна. С девальвации 1998 года рубль падал больше только один раз – с декабря 2014 года по I квартал 2015-го, когда доллар стал стоить в два раза больше. В сравнении с нынешней просадкой эффект СВО первых трех недель был скромнее.
«Нет ни малейших сомнений в том, что это приведет к существенному инфляционному импульсу во втором полугодии 2023, учитывая критическую зависимость непродовольственных товаров от импорта, причем сейчас уже неважно из недружественных стран или из Китая», - говорится в комментарии «Spydell_finance».
В объяснении, что происходит с рублем, канал предполагает, что девальвация носит не спекулятивный характер. Скорее речь идет о глубинных структурных изменениях.
В прошлом году страна столкнулась с резким ограничением экспорта и импорта, и правительству пришлось сделать ставку на параллельный импорт и продажу юаней из ФНБ, чтобы стабилизировать курс рубля. Это был относительно управляемый сценарий, при котором рубль к доллару должен был быть на уровне 75-80. Однако теперь что-то изменило баланс.
Факторов здесь может быть много. Объем импорта из Китая наращивается, что приводит к сжиманию торгового баланса. Дефицит бюджета по итогам года будет большим, и тут есть основания полагать, что правительство будет заинтересовано в слабом рубле, чтобы отчасти закрыть образовавшуюся дыру.
Этот подход заведомо проигрышный, поскольку в 2024 году вследствие разгона инфляции придется индексировать социальные расходы.
Третий фактор – неоправдавшиеся ожидания от реализации экспорта. Ранее можно было расчитывать, что валютная выручка будет располагаемой. Но по факту реальность оказалась «намного драматичнее».
Если брать энергетический экспорт, основными направлениями являются Китай, Индия, Турция и Белоруссия. Последние две станы могут прибегать к отложенным платежам (поставки сырья идут в долг). С Китаем и Индией расчеты идут в национальных валютах, и тут проблема в том что юань и рупии – это ограничено-конвертируемые валюты. То есть, пользы от такого притока валюты в страну немного.
Четвертый фактор – уезжающие элиты и простые граждане. Они выводят средства за рубеж рекордными объемами, что тоже негативно сказывается на самочувствии рубля.
Пятой причиной ослабления национальной валюты может быть продажа иностранной собственности и активов и вывод денег из России. Статистики по этому аспекту финансовой деятельности пока нет.