Поправки в законодательство об иноагентах, предусматривающие введение категории «третьих лиц», вызвали неоднозначные оценки юристов возможных последствий.
Впервые о законодательной новинке 11 мая рассказал замминистра юстиции России Олег Свириденко. Выступая на XI Петербургском международном юридическом форуме, он сообщил об «использовании режима профилактики закона». Речь о внедрении понятия «третьи лица». Это граждане, которые не являются иноагентами, не аффилированы с ними, но «как третьи лица могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать 255-й закон (контроль над деятельностью иноагентов)», пояснил Свириденко (цитирует ТАСС).
Профильный комитет Госдумы уже поддержал инициативу. Если поправки будут приняты, Минюст получит дополнительные полномочия. Нарушителей будут для начала предостерегать. Если это не поможет, возможны штрафные санкции.
«За» и «против»
Адвокат Калой Ахильгов раскритиковал высказывание Свириденко, особенно за формулировку «волей-неволей», которая для профессиональных юристов категорически неприемлема.
«То есть мы с вами при упоминании в телеграм, ютубе кого-либо из иноагентов или, если мы даем интервью иноагентам, то мы волей-неволей помогаем им нарушать закон. Как? Как мы это будем делать?», - задался вопросом Ахильгов и выразил опасения, что поправки сильно усложнят работу в информационном поле для тех, кого государство считает иноагентами.
Бывший член СПЧ Екатерина Винокурова вовсе спрогнозировала, что поправки позволят чиновникам лишать гражданских прав кого угодно, и это приведет к настоящему хаосу в правовом пространстве.
Адвокат Сталина Гуревич никаких потенциальных проблем в законопроекте не увидела, рекомендовав коллегам внимательнее вчитаться в документ.
«Касается он только исполнения обязанностей ст. 11 и содействия в нарушение запретов этой статьей установленных. Ну, то есть, если иноагенту запрещено занимать руководящую должность, то ты (третье лицо) не должен его на эту должность назначать, если запрещено митинги организовывать, то не должен его звать в оргкомитет, запрещено учебный пособия для детей писать - ты не должен их издавать. Причем ответственность предлагается ввести, только если ты не внял предупреждению», - пояснила Гуревич, констатировав, что поводов для паники нет.
Глава думского комитета по безопасности Василий Пискарев в комментарии к документу обратил внимание на те же тонкости, подчеркнув, что государство будет предупреждать граждан о допущенных нарушениях, давая им срок на исправление «не менее месяца».
«Или, скажем, издатель выпускает книгу иноагента без соответствующей маркировки - также будет предупреждение… Ни о каких других изменениях речи не идет», - подытожил Пискарев.