России можно забыть о ключевых ставках ниже текущей 7,5% минимум на один-два года.
Факторы, влияющие на ключевую ставку сомкнулись в одной точке, и если выдернуть хотя бы одно звено из этой цепи, рассыплется вся система. Или же начнется перезапуск новой формации денежно-кредитной политики. Об этом пишет экономист Алексей Кричевский.
Власти России могли бы дождаться, пока дефицит бюджета «съест» инфляция. Но времени на это нет. Закрывать дыру приходится путем продажи активов ФНБ, валюты и драгоценных металлов.
Проблема с доходами от продажи нефти и газа усугубляется. Выпадающие доходы нечем заместить, если только не повышать внутренние налоги.
Другие варианты, как разобраться с дефицитом бюджета, в глазах чиновников - девальвация и ОФЗ. Сегодня применяются оба.
Буквально за 3 месяца «рубль обвалили на треть, а доходность по госбондам уже почти 11% годовых - это очень жесткая нагрузка», отметил Кричевский.
Ослабление рубля неизбежно приведет к разгону инфляции, подорожанию импортной продукции. При этом, несмотря на программу импортозамещения, доля импортной продукции за 2022 год выросла (данные FinExpertiza). Доля импортного продовольствия - 18,7% при 14,6% в 2021 году, бытовой техники - 28,7% против 27%, электроники - 74,1% против 69,2%, мебели - 47,2% против 33,8%. Шмоток завозят столько же - около 40%. Сильно упала только доля импортной фармпродукции - вместо 43,7% она теперь 25,7%.
Обуздать инфляцию путем повышения ключевой ставки в текущих условиях будет проблематично. Хуже всего, что зависимость от импорта по-прежнему остается критической.
«Значит, и инфляция особо снижаться не будет - вряд ли честные показатели будут меньше 8% за 2023 год, а потребительская легко прыгнет вдвое выше. Поэтому низких ставок ждать нет смысла - у ЦБ другой вектор, им нравится с ветряными мельницами бороться», - заключил Кричевский.