Минфин России перед рождественскими праздниками сообщил об угрожающем падении стоимости отечественной нефти Urals.
В декабре она продавалась по $50,47 за баррель. Что касается мирового рынка, там ситуация после 8 января стала выравниваться. Цены начали расти после ослабления антикоронавирусных мер в Китае. К утру по мск мартовские фьючерсы Brent увеличились на 1,27% до $79,57 за баррель. Февральские фьючерсы WTI подросли на 1,38%.
Тем не менее, можно сказать, что в декабре по российскому бюджету прозвонил колокол. Цена Urals на уровне $50 – это шок, – констатировал инвестор, аналитик Евгений Коган.
Согласно официальным прогнозам, в 2023 году Россию ожидает дефицит бюджета в размере 3,3 трлн рублей. Его планируется покрыть заимствованиями. Доходы составят около 26,1 трлн рублей. это близко к показателям 2022 года в период с января по ноябрь (24,78 трлн), из которых 43% обеспечила нефтегазовая отрасль. Но это при среднегодовой цене Urals в $76,09.
Вероятно, нынешний провал цены в сочетании с низким физическим объемом экспорта скорректируется. Но есть также вариант, что нет. При таком сценарии, как полагает автор ТГ-канала Spydell_finance, доходы России от экспорта нефти и газа сократятся в разы.
«Если цены на нефть не развернутся вверх, то с поправкой на снижение объема экспорта эффект для бюджета может быть сопоставим с 2015-16 годами. Тогда нефтегазовые доходы просели в рублях на 25%, а дефицит бюджета к концу 2016-го вырос до 3 трлн рублей. Большего дефицита удалось избежать, благодаря двукратной девальвации рубля», - заметил на этот счет Коган.
Дефицит в 3,3 трлн рублей уже есть в планах. Проблемы с нефтегазовыми доходами дадут еще около 3 трлн дефицита. Не факт, что долговой рынок переварит» такой объем долга. В этих условиях ослабление рубля выглядит практически неизбежным. Ориентир в 75-80 рублей за доллар тут выглядит оптимистичным. На практике же всё может оказаться куда серьезнее.
На данный момент трудно оценить, помогут ли экспортеры хоть как-то наполнить бюджет. Возникает угроза возвращения увеличенной нормы обязательной продажи валютной выручки. Центробанк может снова снизить разрешенный объем средств для вывода или даже поднять ключевую ставку.
Возможности Центробанка стабилизировать рубль на этот раз ограничены. Образно говоря, регулятор будет вынужден плыть в 2023 году с завязанными за спиной руками, подытожил Евгений Коган.