В России продолжаются переживания на счет того, что будет с Европой в отсутствие достаточных поставок газа и нефти. Однако беспокоиться следовало бы о собственной экономике.
В минувшие выходные вице-премьер Александр Новак заявил, что ЕС «неминуемо» столкнется с дефицитом газа после решения ввести потолок цен. Это чревато долгосрочным кризисом и дестабилизацией на всем европейском пространстве.
В интервью ТАСС Новак добавил, что Россия готова возобновить поставки газа в Европу по газопроводу Ямал — Европа. Она также ведет переговоры об увеличении поставок в ЕС через Турцию.
По второму пункту работа продвигается интенсивно. 26 декабря президент Турции Тайип Эрдоган планирует обсудить с кабинетом министров механизмы по реализации проекта «газового хаба», сообщил источник РИА Новости.
Ставка на вчерашний день
Подвижки в преодолении санкционного кризиса в энергетике с одной стороны можно расценить как успех, а с другой – как прелюдию к крупному стратегическому промаху.
«Попытка России наладить отношения с Турцией, чтобы создать газовый хаб для реэкспорта газа в континентальную Европу может обернуться стратегическим провалом. Не стоит цепляться за уходящие фантомы», - пишет автор ТГ-канала «Spydell_finance».
История с хабом может закончиться так же, как с «Северным потоком – 2». Многомиллиардные инвестиции и годы строительных работ пропадут впустую. Дело в том, что ЕС закрывает для России свой энергетический рынок по идеологическим и политическим мотивам. Экономическая целесообразность здесь поставлена на второе место. Процессы изоляции Европы от России на данном этапе выглядят необратимыми. «Трансформируется все – внешнеторговые потоки, новые контрагенты, энергетическая доктрина, межотраслевые связи и общеевропейская энергетическая политика. Дважды в идентичный энергетический кризис Европа не войдет, по крайней мере, в нынешней конфигурации», - говорится в комментарии канала.
Власти ЕС постараются предпринять исчерпывающие меры, чтобы минимизировать зависимость от российских энергоресурсов. Для них это стратегическая задача. В рамках ее выполнения будет происходить диверсификация поставщиков энергии, частичная принудительная деиндустриализация, повышение энергоэффективности экономики, освоение возобновляемых источников энергии. В свете этого попытки России выстроить новые энергетические мосты в Европу будут контрпродуктивны.
Ставка на Индию и Китай в качестве альтернативы тоже не оправдана. Как минимум она чревата попытками этих стран выбить для себя неприемлемо большой дисконт, что приведет к сокращению маржи отечественных экспортеров.
У России фактически не остается выбора, кроме как «слезать с нефтяной иглы». Деградировавшие экспортные каналы энергоресурсов попросту не позволят обеспечить стратегическую устойчивость и развитие экономики. Для Москвы это веский аргумент начать срочную перестройку экономики со ставкой на науку и технологии. Самообеспеченность традиционными энергоресурсами здесь будет большим плюсом, обеспечивающим базу для рывка. И если будет упущен данный исторический шанс, тогда «уже ничего не поможет».
ЕС обращает проблему с газом в ее решение
Похожей позиции придерживается обозреватель Анатолий Несмиян. Он подчеркнул, что у России при всем желании больше не получится оставаться сырьевым придатком Европы. Переориентироваться на Азию тоже проблематично.
Угроза дефицита газа в ЕС, действительно, существует. Но энергетические компании Запада в этом году получили колоссальный сверхдоход: ExxonMobil (+47%), Shell (+48%), Total (+56%), Chevron (+52%). Корпорации «не транжирят деньги на олимпиады, дворцы». Они вкладывают их в развитие возобновляемой энергетики. В планы ЕС входит не только полное замещение российского газа к 2027 году, но и выход на избыточный рост производства собственной энергии. Китай, кстати, движется в том же направлении.
Проблема дефицита газа будет в 2023/24 годах. А уже к 2025 году европейцы рассчитывают решить ее, принимая, что кризис – это в первую очередь время возможностей.
Можно предположить, что к 2025 году Россия и ЕС помирятся, и санкции начнут снимать. Но на предложение Москвы вернуться к продуктивному сотрудничеству в сфере энергетики, колени «просто пожмут плечами».
России было бы неплохо самой осваивать избытки нефти и газа. Но для этого нужна промышленность, нужна экономика, «которая этот газ сумеет принять». А ее для начала нужно создать.