Правила частично мобилизации должны быть четко прописаны в законах. Устные распоряжения и пояснения приводят к явлениям, которые в эту пятницу уже охарактеризовали словом «облава».
Причиной стали видеозаписи и фотографии из Москвы и Петербурга, судя по которым можно сделать вывод, что правоохранители стали активнее проявлять интерес к молодым людям. В военкомате Москвы объяснили, что мобилизация тут ни причем. Полицейские просто проводят оперативно-розыскные мероприятия, но если в ходе проверок документов выясняется, что гражданин уклоняется от явки в военкомат или от получения повестки, эта проблема по возможности решается. «В сферу внимания правоохранителей могут попадать и уклоняющиеся от посещения военкомата после получения повестки», - пояснили в военкомате в интервью РИА Новости.
Из Петербурга самым популярным в Сети видео стали кадры патруля в подъезде, поджидающего жильцов мужского пола. В администрации города подтвердили работу сотрудников военкоматов в подъездах. В беседе с РБК представитель администрации пояснил, что это группы оповещения, которые всего лишь напоминают людям о необходимости своевременной явки в военкомат.
Как вести себя на зыбкой почве условной законности
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в беседе с журналистами призвал граждан не опасаться ходить по улицам Москвы. В случае неправомерных действий со стороны сотрудников полиции всегда есть возможность обратиться в прокуратуру.
«Надо спросить у военкомов, на основании чего? Может быть, действительно уклонисты, может быть помогают какие-то электронные системы. Если гражданин расписался и если он уклоняется, он совершает преступление. Если речь идёт об этом - это одно. Если речь идёт о чём-то другом - это другое», - пояснил Песков.
Юрист Александр Латынин в интервью радиостанции «Говорит Москва» тоже дал несколько советов, как себя вести в случаях «облавы». Он напомнил, что полицейские или сотрудники ГИБДД не имеют права вручать повестки. Это прерогатива военкомов. «Вот сотрудник полиции вместе с сотрудником военкомата или муниципальным органом, которому поручил военный комиссариат, то это законно и обоснованно», - пояснил юрист.
Естественно, что у сотрудника муниципального органа на руках должны быть документы, подтверждающие его полномочия вручать повестки.
Повод для подозрений, если повестка выписывается тут же на месте. Если говорят, что для уточнения информации в военкомате, а человек не состоит на воинском учете и не в запасе, «то тут повод для подачи жалобы в военную прокуратуру».
Александр Латынин подчеркнул, что военкоматам нужно дат четкие разъяснения, как проводить мобилизацию в мельчайших деталях. В противном случае, когда «повестки выписывают вообще всем», это повод для массовых жалоб в контролирующие органы.
«Вызов в военные комиссариаты сейчас приобрёл какую-то массовую истерию у тех же сотрудников, которые не знают, кого вызывать, и выписывают повестки всем», - поделился впечатлениями от происходящего эксперт и призвал навести порядок сверху.
Нужны нормативные документы или новые законы
Адвокат Сталина Гуревич по поводу ставшей довольно популярной идеи навести порядок заметила, что Минобороны следует издать четкий приказ о критериях мобилизации. До тех пор недоразумения будут продолжаться.
«Никакие правительственные телеграммы, интервью и разъяснения на сайте не являются источниками права», - пояснила Гуревич в своем Telegram, призвав наказывать допускающих нарушения ответственных лиц.