Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:28
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Частичная мобилизация экономики грозит развалом рынка

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Академик РАН Сергей Глазьев спровоцировал дискуссию в экспертной среде о том, какой должна быть мобилизационная экономика. Оказалось, что для ее построения недостаточно произнести заветное слово «госплан».

В беседе с журналистами «Ведомостей» Глазьев поделился своим видением того, что нужно делать. Он посетовал, что из-за политики плавающего курса Россия в 2014-21 годах потеряла около 30 трлн рублей. Это огромные деньги, но несмотря на потери, страна еще может повысить темпы роста ВВП и даже выйти по этому показателю в мировые лидеры.

Во-первых, в России необходимо создать нормальную систему ответственности: если руководитель или управленческая структура не достигает поставленных целей, «значит, они некомпетентны и подлежат замене».

Во-вторых, мобилизационная экономика вовсе не обязаны быть экономикой сталинского типа, времен индустриализации. Она вполне сочетается с «обширным рыночным инструментарием». Нужна только система точечных мер, обеспечивающих связывание имеющихся в экономике ресурсов для достижения конкретных задач. «Офсетные контракты в целом могут быть одним из инструментов реализации такой политики, но вряд ли их окажется достаточно для эффективной перестройки всей экономики», - добавил Глазьев.

В России требуется разработать систему стратегического планирования с механизмами ответственности. Этой системе также придется подчинить денежно-кредитную политику. На первом месте должны стоять экономический рост и рост благосостояния населения. Именно такой тип экономики успешно реализуется в Китае.

Нельзя забывать и о принципах социального государства, предполагающих стимулирование роста потребления у граждан со средними и низкими доходами.

Что касается инвестиций, то здесь приходится рассчитывать в основном на свои резервы, поэтому важно обеспечить целевое кредитование под приоритетные направления – по ставке 0,2%, для госсектора – 2%, для физлиц – 4%.

Мобилизационная экономика при рынке – фикция

Экономист Никита Кричевский в идее частично мобилизационной экономики нашел существенные изъяны. Дешевые кредиты – это не панацея. Например, в «Центральном и Черноземном районах пожухла ботва у картофеля» вследствие засухи. Какой толк «раскидать деньги» под 0,2%, если покупать на них будет нечего?

«Мобилизационная экономика предполагает бюджетное финансирование, то есть, смету. Смета по фиксированным ценам будет распространяться и на рудокопов, и на металлургов, и на производителей танков. Следовательно, и на зарплату. Это значит, что на этих предприятиях нужно предусмотреть снабжение по фиксированным ценам, а кто на это пойдёт?», - продолжил Кричевский.

Это же относится к легкой промышленности, производству одежды, продовольствия. Получается, все будут работать по мобилизационному предписанию. В итоге, из рыночных элементов останется только господин, продающий в киоске шашлыки.

Возникает и другая проблема – сбор средств в бюджет. Государство не станет само себе платить НДС. Налог на прибыль превратится в фикцию. Если исключить НДС и оставить прибыль, менеджеры всегда будут стремиться увеличить прибыль, а это – разгон инфляции.

Кроме того, если оставить рыночный сектор, работники очень быстро туда убегут.

«Нельзя быть немножко беременной. Если, конечно, не намечается грандиозный распил», - подытожил Кричевский.

Мобилизация экономики на кредите под 4% и новые институты

Экономист Михаил Хазин говорит, что мобилизационный подход – это создание специальных институтов для решения каждой конкретной задачи. К примеру, стране нужна идеология, - создает институт, которому ставится задача за три месяца ее придумать. Нет результата – ответственные за провал разгоняются.

Институты нужны и для кредитования предприятий под 4%. Деньги на худой конец можно получить с эмиссии. Инфляция будет разгоняться, но Центробанку всегда можно поручить бороться с этим более эффективно. Главное здесь – чтобы у предприятий гарантированно было достаточно денег для производства.

Реклама