Банк России выступил с предложением дополнительно защитить клиентов банков от телефонных мошенников.
Реализовывать идею будут сами банки, поскольку их обяжут возвращать клиентам средства, которые они по ошибке перевели злоумышленникам. Об этом в интервью РИА Новости рассказал глава департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.
По его словам, на возврат средств пострадавшему кредитным организациям отведут 30 дней. Если же средства ушли за рубеж – 60 дней.
Данную инициативу ЦБ включил в подготовленные поправки к закону о национальной платежной системе. Поправки согласуются с проектом организации обмена информацией с МВД, который уже прошел первое чтение в Госдуме.
Уваров отметил, что банки будут должны возместить отправителю ущерб в полном объеме. Это не значит, что откроется лазейка для мошенников, которые, договорившись между собой, будут отправлять деньги на условленный счет, оперативно выводить их в наличные, а потом требовать от банков компенсаций.
Система будет работать по-другому. Появится база дынных ЦБ о счетах мошенников. У банков к ней будет доступ, и они обязаны проверять переводы на предмет совпадений счетов с фигурирующими в базе. Только в том случае, если банк одобрил перевод средств на счет, который в момент трансакции уже был в базе, деньги пострадавшему придется вернуть вне зависимости от того, успели ли мошенники их вывести и отмыть.
В подготовленном законопроекте также остается поправка о введении двухдневного периода, когда банк отправителя приостанавливает перевод средств на подозрительный счет, фигурирующий в базе данных ЦБ. Смысл нововведения в том, чтобы дать гражданам время обдумать подозрительный перевод и отказаться от взаимодействия с мошенниками.