В Госдуме утвердили новый порядок рассмотрения массовых обращений граждан.
Для этого в регламент организации личного приема граждан и работы с коллективными обращениями внесен новый термин «массовые обращения». Соответствующий документ в августе утвердил спикер ГД Вячеслав Володин. С его текстом ознакомились журналисты «Коммерсанта».
В думской комиссии по регламенту объяснили, что нововведения касаются технических аспектов работы депутатов, касающихся электронного документооборота и рассмотрения писем граждан. Теперь обращения на одну тему будут регистрироваться под одним номером и группироваться, отправляться в профильные комитеты и комиссии, которые подготовят проект ответа либо для направления гражданам, либо – размещения на официальном сайте Госдумы.
До сих пор одинаковые обращения, часто подготовленные по одному шаблону, регистрировались отдельно. Таких обращений было особенно много, когда обсуждалась идея внедрения QR-кодов и массовой мотивации граждан прививаться от коронавируса. Различные движения и группы в соцсетях тогда публиковали шаблоны обращений, которыми воспользовалась не одна тысяча неравнодушных граждан. Все они попали в Госдуму, но ответить каждому – большая трудность с технической точки зрения. Тематическая группировка решает эту проблему.
По новым правилам массовые обращения граждан будут рассматриваться в течение 30 дней с возможностью продлить данный срок еще на 30 дней. Очный прием гражданина с обращением составит не более 30 минут. Депутат сможет отказать в приеме, если гражданин не является избирателем из его региона. Если в обращении фигурирует вопрос, на который депутаты Госдумы ранее уже неоднократно отвечали, может быть принято решение о безосновательности нового обращения. Отвечать на него никто больше не станет.
Обращения ко всем депутатам без конкретного адресата могут передаваться на рассмотрение во фракции. Наличие в тексте оскорблений станет поводом для отсутствия реакции на него.
В 2022 году больше всего обращений в Думу поступило в марте. Около 50 тысяч из них касались темы обороны и безопасности. Многим гражданам потребовались разъяснения причин спецоперации на Украине. В 2021 году наблюдался всплеск гражданской активности с темой вакцинации. За год в нижнюю палату парламента было отправлено 493,6 тысячи обращений, что на 67,5% больше, чем в 2020 году. Около половины обращений было на тему вакцинации.
Политолог Павел Склянчук отметил, что наибольшие трудности у помощников депутатов вызывают обращения граждан по непрофильным вопросам, к тому же поступающим не из избирательного округа парламентария. Головной болью стали письма от так называемых «профессиональных жалобщиков», которые годами ведут переписку с депутатами, а когда последние перестают видеть в этом смысл, жалобы начинают поступать в администрацию президента.
Что касается массовых жалоб, их нельзя назвать вредным явлением, мешающим работать Госдуме. Они скорее становятся индикатором остроты той или иной проблемы. Письма «чужим» депутатам вряд ли можно расценивать только как ошибку. Бывает так, что это сигнал о недоверии «своим».