Кризис кардинально изменил потребительское поведение россиян.
Причиной этого стало не только снижение доходов в свете подорожания товаров и услуг, но и психология. Граждане стали более бережно относиться к покупкам, особенно машин, осознавая, что в перспективе на одной машине, возможно, придется ездить не одно десятилетие. От многих товаров люди вовсе отказываются из соображений экономии.
Об этом в интервью радиостанции «Говорит Москва» рассказал директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Он заметил, что в марте-апреле на рынке бытовой техники и электроники был ажиотаж. Главной проблемой был вопрос выстраивания новых логистических цепочек, налаживания отношений с новыми контрагентами, чтобы сохранить обеспечение спроса. Теперь проблема другая – люди не хотят ничего покупать. Произошел перелом потребительского сознания.
Это хорошо заметно именно в автомобильном сегменте, где продажи новых авто упали более чем на 70%. Если ранее считалось правилом хорошего тона эксплуатировать машину в течение 3-5 лет, а потом продавать ее, «пока не начала сыпаться», и покупать новое авто, то сейчас реальность диктует совсем другие правила. То же самое относится и к бытовой технике. «В результате мы получили новую потребительскую реальность, которая будет определять нашу будущее», - подчеркнул Алексей Зубец.
Агрессивный маркетинг, когда потребителю буквально навязывалась мысль заработать и срочно купить тот или иной товар, без которого якобы нельзя нормально жить, больше на граждан не действует. Иностранные компании уходят, а с ними – и «бесцеремонное давление на мозги». Теперь внезапно оказалось, что многое из того, что считалось необходимым к покупке, покупать совсем необязательно.
Например, выяснилось, что с человеком не случится ничего плохого, если он перестанет каждый год к новому сезону покупать новую одежду, если старая очевидным образом не износилась.
Процесс сворачивания потребительского рынка носит обоюдный характер. С одной стороны сокращается импорт, а с другой люди сами как будто говорят: «Не больно-то и надо».
«Самоликвидация идеологии консьюмеризма привела к тому, что народ стал меньше потреблять», - подытожил Алексей Зубец.