Потребительское поведение россиян в кризис кардинально меняется, что предвещает крупным торговым центрам запустение.
У людей нет ни денег, ни времени посещать ТРЦ, и они стали предпочитать небольшие ТЦ в шаговой доступности, где есть продуктовые магазины, аптеки и заведения быстрого питания. Об этом в интервью корреспонденту РИА Недвижимость рассказал президент Becar Asset Management Александр Шарапов.
По его словам, угроза стать невостребованными в первую очередь относится к крупным объектам площадью более 100 тысяч квадратных метров. Проблем у них предостаточно. Мелкие предприниматели разоряются, и торговые помещения становится некому сдавать. Это негативно сказывается на ассортименте предложений ТРЦ. Кинотеатры за отсутствием прокатных лицензий на зарубежные фильмы тоже страдают. Их посещаемость заметно упала, а предела прочности еще с пандемийных ограничений почти не осталось. Между тем, кинотеатр – это один из важнейших элементов привлечения посетителей в ТРЦ.
Еще один фактор – уход торговли в онлайн, и по мере этого процесса ТРЦ становятся рудиментом, куда ходить дорого, затратно по времени и бессмысленно.
Шарапов рассказал, что в США явление заброшенных молов довольно распространено. Ему даже придумали специальное название – «кладбище торговых центров». В России такие «кладбища» тоже наверняка появятся.
Проблема ТРЦ в том, что переоснастить их под другие задачи проблематично. В США пытались заниматься переформатированием, но из всех попыток не получилось ничего хорошего. В результате ТРЦ теперь стоят в качестве памятников «эпохи развитого ритейла», заключил эксперт.